«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 99 14.11.2000 - 22.11.2000
Выгодная катастрофа Причины аварии калининградского автобуса в Польше до сих пор не установлены
Выгодная катастрофа Причины аварии калининградского автобуса в Польше до сих пор не установлены
Игорь Гаранин

5 ноября по дороге номер 532 "Кентшин-Бартошице" в Ольштынском воеводстве Республики Польша мчался двухэтажный автобус "SETRA S 228 DT" с российскими номерными знаками А 396 Н/32. Все произошло совершенно неожиданно: автолайнер вдруг резко вильнул влево, выехал на встречную полосу движения и начал "считать" придорожные деревья. Сбив несколько стволов помоложе и потоньше, "SETRA" наконец остановилась. Вернее, повисла на ветвях, которые помешали автобусу полностью завалиться на бок в придорожный кювет.

Случайно обошлось без погибших

Примерно так должно было выглядеть крушение автобуса, принадлежавшего калининградской туристической фирме "Анюта", со стороны. Произошедшая дорожная авария сразу же привлекла к себе повышенный интерес польских, российских центральных и калининградских СМИ. Первых двух-в силу своей масштабности. Не каждый день в ДТП попадают сразу 73 человека, считая пассажиров и водителя злополучного транспортного средства. Масс-медиа из российского эксклава на Балтике в силу своей большей осведомленности сумели придать чрезвычайному происшествию дополнительную сенсационность. Дело в том, что в разбившемся на польской дороге автобусе ехало практически все руководство известной в области компании "Квест". Это общество с ограниченной ответственностью специализируется на поставках в регион табачной продукции. И журналисты янтарного края, прекрасно информированные о драматических событиях последних лет с участием местных бизнесменов-"табачников", естественно, тут же поспешили провести соответствующие аналогии. Тем более что обстоятельства случившегося открывали самый широкий простор для всевозможных догадок и предположений.

Владельцы "Квеста"-братья Сергей и Олег Максименко - застраховали автобус у турфирмы для организации выезда своих сотрудников с семьями в популярный у калининградцев польский курорт Миколайки. Сами директор и совладелец фирмы с женами, тещей и ребенком также отправились отдохнуть вместе с персоналом. Но приятного уик-энда не получилось. Рассказывает Олег Максименко:

- В тот момент я стоял в конце салона, разговаривал с людьми. И вдруг услышал резкий хлопок. Мне показалось, что это лопнул баллон колеса, и я крикнул: "Держитесь!". Тут же раздался второй хлопок, а затем звук, будто автобус ударился днищем о землю. Машину повело вбок, и удары стали следовать один за другим. Это мы бились о придорожные деревья. Последний удар был до того силен, что многих людей просто выбросило наружу. Я сам пролетел через весь салон и вылетел из автобуса через проем от разбитого лобового стекла. А вот мои туфли остались внутри!

Можно сказать, что калининградцам повезло. Во-первых, катастрофа произошла на участке трассы, обсаженном преимущественно молодыми деревьями, которые автобус сбивал своей многотонной массой. Таким образом, постепенно гасилась скорость и соответственно уменьшалась сила заключительного удара. Во-вторых, с каждым ударом лопались окна в салоне. Это обстоятельство оказалось весьма на руку, потому что те, кто вылетел из автобуса, когда тот завершил свою страшную траекторию, избежали серьезных порезов разбившимися стеклами или ударов о них. И, в-третьих, остановившийся наконец автобус не упал на бок плашмя - его, как уже было сказано, удержали в накренившемся состоянии ветви и стволы все тех же деревьев. Специалисты считают, что окажись на пути лайнера, допустим, крепкий вековой дуб, то последствия единственного удара о ствол могли быть воистину ужасными: погибли бы если не все, то очень многие пассажиры.

- Когда я поднялся с земли, - продолжает Олег Максименко, - то первое, что услышал, это крики. Те, кто оказались на улице, и те, кто остались в салоне, звали друг друга по именам, спрашивая, все ли живы. А когда разглядел переднюю часть автобуса, то у меня просто подкосились ноги. Трудно было даже представить, что кто-нибудь из сидевших в носу смог выжить...

Действительно, "нос" лайнера пострадал особенно сильно. И если бы пассажиры на первых местах на обоих этажах не были выброшены наружу, без летальных исходов точно не обошлось бы. Впрочем, среди калининградцев оказалось достаточно много тяжелораненых. У людей были переломаны ребра, ноги, многие получили тяжелые ушибы и лишились зубов. Первым делом те, кто мог стоять на ногах и двигаться, поспешили вытащить остававшихся в автобусе, так как все опасались, что машина может загореться. Эвакуация была произведена в какие-нибудь пять минут. Почти сразу же появились поляки. Сначала подъехала полицейская машина, а сразу вслед за ней - карета "Скорой помощи". Разложенным на обочине раненым поспешили оказать первую помощь. Один из полицейских заглянул под развороченный капот автобуса. "Кажется, лопнули рулевые тяги, - сообщил он своему напарнику. - Такое впечатление, что их подпилили".

Брошенные государством

При всех счастливых случайностях аварии ее последствия оказались все же достаточно серьезными. Серьезно пострадало 17 человек. Девятилетнего Диму Трещенко, получившего множественные переломы ног, срочно на вертолете переправили в больницу Ольштына. Калининградцы отмечают мастерство, с которым действовали польские спасатели и врачи, а также их исключительную заботу и предупредительность. Поляки старались угадать малейшее желание раненых, уже потом без проблем и проволочек при необходимости или в ответ на просьбы пострадавших направляя их на повторные врачебные осмотры. "Если бы все это случилось у нас в области, - с горечью замечали наши земляки, - о нас бы так не заботились!.."

Впрочем, калининградские чиновники свою роль в судьбе попавших в беду сограждан сумели сыграть и на расстоянии. Все прозвучавшие на спешно созванной спустя несколько дней после трагедии пресс-конференции в здании обладминистрации заявления ее представителей, по словам руководства фирмы "Квест", весьма далеки от истины. Возможно, областное начальство и наводило справки о ДТП у польской стороны, но самим туристам никто из слуг народа позвонить и справиться о здоровье так и не удосужился, хотя сделать это было нетрудно. Не ощутили калининградцы никакой поддержки ни от российского генконсульства в близком к месту аварии Гданьске, ни даже от представительства Калининградской области в еще более недалеком Ольштыне. В то же время оказавшихся в польских больницах наших земляков уже на следующий после катастрофы день посетили Вармино-Мазурский воевода Збигнев Бабалский и староста Кентшинского района Марек Лечек. Мэр Кентшина и представители городской администрации побывали в госпиталях неоднократно, решая все проблемы россиян (у многих бумажники с деньгами и документами остались на месте аварии) и оказывая им необходимую моральную поддержку.

К равнодушию отечественных чиновников россияне давно привыкли. Куда труднее оказалось понять логику действий (вернее, бездействия) наших медиков. Все лечебные учреждения Калининграда из-за грянувших "праздничных" выходных вечером 4 ноября и в последующие три дня оказались закрыты, и польские врачи долго не могли получить необходимые им сведения из медкарт пострадавших туристов. Диме Терещенко это едва не стоило жизни: операции, которую нужно было провести немедленно, пришлось ждать трое с половиной суток, пока нужные данные поступили, наконец, из Калининграда. На второй (!) рабочий послепраздничный день...

Зато вполне оперативно отреагировала на автокатастрофу страховая компания, на плечи которой, согласно существующему межгосударственному соглашению, ложились все расходы по содержанию раненых россиян в польских больницах. Как утверждают пострадавшие, вскоре в госпитальных палатах появились некие люди. И заявили, что всем калининградцам стоит готовиться к немедленному переезду на родину - там, дескать, долечат. Как полагает Сергей Максименко, соотечественники, скорее всего, представляли интересы страховщика. Лишь благодаря энергичным протестам руководства "Квеста" удалось избежать поспешной отправки раненых. Неизвестно, как отразилась бы подобная эвакуация на здоровье многих из них.

Стремиться вывезти пострадавших столь поспешно можно было, руководствуясь прежде всего соображениями экономии. При существующих в системе нашего здравоохранения порядках людей можно мурыжить до бесконечности, отказываясь оплатить страховку, пока не будут собраны все необходимые справки и прочие документы. Директора "Квеста" не исключают и другое: кое-кто решил подобным образом пополнить в преддверии выборов свой политический капитал.

Убить всех, не считаясь ни с чем?

Причины, по которым автобус неожиданно потерял управление, в настоящее время выясняют эксперты. Польские газеты написали, что им непонятно, отчего двухэтажная громада вдруг выехала на встречную полосу движения. Основными представляются две версии: ошибка водителя и техническая неисправность.

За рулем в момент аварии находился 29-летний Олег Баев, имеющий за плечами семь лет водительского стажа, пять из которых он управлял именно автобусами. То есть возможность того, что один из опытнейших, по словам Александра Шамшиева, гендиректора турфирмы "Анюта", которой принадлежал автобус, шоферов его организации даже в дождливый день не сумел справиться с управлением, сводится к минимуму. Кстати, тот факт, что причиной аварии стали лопнувшие рулевые тяги, также не является доказанным. Автобус перед поездкой прошел положенный техосмотр. И ремонтники просто не могли не заметить признаков дефекта на одном из наиболее важных механизмов. Более того: незадолго до того машина 1988 года выпуска прошла полную компьютерную диагностику в Германии. Процедура показала: разбившаяся "SETRA" была одним из лучших транспортных средств такого рода в области. Что же касается предположения о преднамеренной диверсии... Александр Шамшиев не исключает возможность того, что к автобусу накануне злополучного рейса вполне могли подобраться люди со стороны. Машина ведь находилась не на территории со специальной охраной, а на обычной автостоянке.

В пользу теракта говорит откровенно криминальная обстановка, сложившаяся в последнее время вокруг калининградских "табачных" фирм. Один из учредителей "Квеста" уже погиб от рук киллеров. В конце прошлого года покушались ина жизнь Олега Максименко. Направлявшихся ему навстречу и уже вытаскивающих из-под одежды оружие наемных убийц вовремя заметила охрана предпринимателя. Задержать, к сожалению, тогда никого не удалось, поэтому и правоохранительные органы в известность о происшедшем напротив магазина "Кооператор" было решено не ставить.

5 ноября в одном автобусе собралась вся администрация "Квеста" - удобнейший момент для расправы с "табачными капитанами" одним махом. Если предположение получит хотя бы малейшее подтверждение, степень циничности заказчиков и исполнителей преступления, готовых вместе с неугодными бизнесменами отправить на тот свет еще полсотни людей, включая женщин и детей, беспрецедентна.

Впрочем, так же, как и циничность "обыкновенных" преступников. Уже стало известно, что почти тотчас после опубликования в газетах списка раненых, квартиру одной из сотрудниц "Квеста", находящейся в польской больнице, ограбили. Что ж, каждый стремится извлечь выгоду из случившегося по-своему...

Вместо Эпилога

Будет ли в конечном итоге установлена истинная причина дорожной аварии калининградского автобуса? И если окажется, что ДТП имеет под собой действительно криминальную подоплеку, будут ли найдены виновные? Хотелось бы ответить утвердительно, однако результаты расследований бандитских акций, направленных против "табачников" в Калининграде (вернее, отсутствие результатов), заставляют усомниться по меньшей мере в скором разрешении этих вопросов. Если органы оказываются бессильны, даже действуя на территории своего региона, то чего в таком случае ожидать от расследования происшествия, имевшего место за пределами не только области, но и нашей страны вообще?

И без того сложная задача усугубляется еще и тем странным обстоятельством, что в состав комиссии по расследованию причин аварии, как стало известно, не входят представители российской стороны. Ни официальные, ни специалисты турфирмы "Анюта", которые, кстати, предлагали полякам свою помощь. Но пока тамошняя полиция довольствуется оказавшейся в ее распоряжении технической документацией. Гендиректор "Анюты" назвал эту ситуацию более чем странной. В результате имеем полнейшее отсутствие определенной информации о причинах происшествия спустя неделю после ДТП. Создается впечатление, что кто-то стремится шумиху вокруг случившегося на шоссе "Кентшин - Бартошице" максимально использовать в собственных целях.




Читайте также в этом выпуске (№ 99):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia