«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 231 18.03.2003 - 21.03.2003
Новый функционализм
«Пятое измерение» пространства
Алексей Беликов

«Промышленная эра началась в прошлом столетии, это был период смятения. Вторая промышленная эра будет периодом гармонии, и мы стоим на ее пороге», — говорил в 1959 году крупнейший идеолог функционализма Ле Корбюзье. Сегодняшний функционализм в архитектуре и дизайне ушел весьма далеко от своих классических образцов, но провозглашенная Корбюзье эра конструктивной гармонии действительно подчинила себе все области «жилого пространства».

Европейский и отечественный функционализм 30-х годов принят современным дизайном в качестве одной из наиболее перспективных моделей развития. Теории Корбюзье, переформулировавшие старинную идею зодчества «польза — прочность — красота» в концепцию «конструкция — функция — форма», по сути сформировали новую парадигму архитектуры и дизайна, центром которой стали «цивилизованные» взаимоотношения человека и жизненного пространства.

Развитие этой парадигмы на рубеже веков последовательно движется в сторону индивидуализации, еще раз напоминая, что интерьер является зеркальным отражением личности его владельца.

Назад в будущее

Функционализм родился из нового видения проблемы пространства, — точнее сказать, он перестал видеть в «пространстве» проблему. Один из центральных постулатов функционализма утверждает «свободу личности в свободе пространства», гармонию человека технической эры и стереометрического взгляда на мир. В такой парадигме пространство уже не существует само по себе, но подчинено прагматической задаче, предписанной ему человеком.

В этом, пожалуй, кроется объяснение столь высокого интереса к идеям функционализма в современном отечественном дизайне и актуальность подобных концепций для разработки планировок «средних» квартир. Как правило, типичная современная квартира вынуждает грамотно использовать каждый квадратный сантиметр площади, что, однако, не должно привести к исчезновению жилого пространства за предметами и деталями.

Стандартный дефицит жилых площадей все чаще преодолевается за счет концептуального зонирования квартир, при котором роль пространственных границ отводится уже не стенам, а легким мобильным перегородкам, раздвижным дверям, цветовым и фактурным решениям, элементам освещения.

Идеи функционализма в современном дизайне склонны порождать такой тип интерьерного зонирования, который имеет скорее визуальную, нежели физическую, природу. Освобожденное жилое пространство в этом случае не теряет, а усиливает свое функционально-прагматическое предназначение, при этом оно открывает простор для эстетических решений.

Что внутри

В структурировании интерьера одну из ведущих ролей традиционно играет мебель. Общая «пространственная смелость» функционализма позволяет существенно переосмыслить функции мебели, ее материальную природу и, в итоге, ее интерьерную значимость.

Отказ от массивных и тяжеловесных интерьеров в пользу легких и открытых пространств, наполненных воздухом и светом, делает актуальным использование во внутреннем оформлении жилых помещений различных стеллажей и полок для хранения книг, сувениров и т.п. Удобство, практичность, эргономичность этих предметов обстановки, их широкие возможности, богатство эстетических и технологических решений — благодаря этому стеллажи сегодня выходят на мебельную авансцену.

Аналогична природа бума популярности раздвижных гардеробов, шкафов, а также современной «трансформ-мебели», позволяющей одновременно и экономить пространство комнаты, и в любой момент преобразовывать его по своему усмотрению.

Отдельная строка — новый взгляд на материальные характеристики мебели. В этом случае современный функционализм выступает как верный продолжатель дела своего «классического» предшественника, свершившего поистине революцию в технологическом аспекте дизайнерской мысли. Активное использование в мебельном производстве стекла, металлического прута, пластиков, легких металлов привели к тому, что в современном интерьере мебель становится все более иллюзорной внешне, но при этом существенно усиливает свое практическое назначение.

Конструкция — Функция — Форма. Современный функционализм прибавляет к этой триаде Корбюзье: Удобство — Практичность — Красота.




Читайте также в этом выпуске (№ 231):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia