«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 147 30.10.2001 - 06.11.2001
Если область купят немцы, то очень недорого
Если область купят немцы, то очень недорого
Арсений Махлов

В четверг состоится, пожалуй, второе эпохальное заседание областной Думы (первое прошло, когда депутаты проголосовали за утверждение Владимира Пирогова в роли вице-губернатора). Будут обсуждать областной бюджет на 2002 год в первом чтении. Представляю, как обычный человек, прочитав слово "бюджет", перелистывает страницу в поисках более живого материала. Ан нет, подождите. Постараюсь не утомить вас сухими цифрами. Бюджет - это одновременно три ипостаси: во-первых, он является документом (законом), по которому придется жить год, во-вторых, он - кошелек, где собраны все наши деньги, а в-третьих, что самое главное, это система отношений. Попробуем говорить именно о системе отношений, а, значит, о целях и замыслах конкретных участников процесса, которым довелось делить и перераспределять (росчерком пера решать: кому, калининградцу или правдинцу, дать больше) наши деньги.

Не так давно Владимир Пирогов назвал Каретного средненьким финансистом. Подход Пирогова к дележке подтверждает, что Владимир Вилевич много круче Михаила Давыдовича. Чуть-чуть истории. В конце 2000 года администрация Егорова применила к бюджету, фактически созданному командой Горбенко, новую методу. Суть ее сложна и запутанна. Те, кому довелось разобраться в вязи цифр, из которой вытекали коэффициенты для каждого муниципального образования области, критиковали уже тогда эту методу. Администрация области предложила годик пожить по этим расчетам, а уж потом доработать. Ничего дорабатывать не стали, подготовили на свой лад бюджет-2002 и отправили в думу. Первое лицо разработки финансового документа (а им, по всем оценкам, является все же Пирогов, хотя ответственность поделят Егоров и Цикель) сделал уже на этом этапе несколько очень грамотных действий.

Во-первых, были сжаты сроки обсуждения проекта бюджета с заинтересованными сторонами. К 15 октября проект поступил в Думу, 17-го его стали рассылать, а уже 25-го состоялось заседание бюджетного комитета. Если бы комитет одобрил документ, остальные депутаты приняли бы его в общем, уже потом вдаваясь в детали. Но у губернаторской команды случился прокол: комитет бюджет отклонил. И это с учетом того, что бюджетное послание губернатор зачитал еще 14 сентября.

Вторым показателем "грамотности подходцев" является компоновка бюджета. Сам документ очень короткий, и на первый взгляд ничего страшного в нем нет. Называются голые цифры, а все тонкости и расшифровка понятий спрятаны в приложения, которых аж 20 штук. Нормальному человеку вникнуть в них и сопоставить одно с другим - день лопатой махать.

Третий показатель: "покупка" основных игроков в бюджет - муниципалитетов. Не всех, действует принцип "разделяй и властвуй". Для городов, кроме Калининграда, Светлого и Балтийска, появляется надежда (!) пожить от пуза. Почему надежда, а не шанс?

Здесь мы подошли к четвертой находке Пирогова. Он заранее создает проблемы. Превышение расходов над доходами (дефицит) - 14,8%, при этом максимально допустимый размер дефицита, разрешенный российским законодательством - 15%. Но даже такой колоссальный разрыв между расходами и доходами (в абсолютных цифрах - 383 млн. рублей) - обман. Дело в том, что доходы области при расчетах были завышены в 1,5 раза. Откуда такое увеличение? Очень просто, налоговым органам спустят план. Если они его не выполнят, будут виноватыми. Когда начинаешь считать реальный дефицит, его размер выходит далеко за рамки 15%. Т.е. денег не будет. Появляется возможность "рулить" людьми. Какие-то статьи расходов финансировать на 100%, а какие-то - на 10%. Власть в руках фактически единственного человека безграничная. От его решения начинают зависеть все: от депутата Думы до медработника. Чем не подготовка к своим личным выборам при еще действующем губернаторе?

Пятая хитрость Пирогова. Он, точнее, группа разработчиков, предлагает утвердить за областью статус должника (подробнее см. вставку "Сколько же мы должны?").

Сколько же мы должны?

Долги Калининградской области - вещь в себе. Областная администрация сумела так замутить эту тему, что разобраться в ней крайне тяжело. Перечень соглашений о займах, кредитах и государственных гарантиях Калининградской области включает в себя 15 позиций. Общая сумма превышает 2,1 млрд. рублей. В список долгов включены, например, договор с Европейским банком реконструкции и развития о реконструкции системы водоснабжения города Калининграда на $18 млн. и проект МУП "Калининградтеплосеть" о повышении эффективности использования энергии с привлечением средств Международного банка реконструкции и развития на сумму свыше $5 млн. Есть набивший оскомину налоговый кредит в 200 млн. рублей, его вроде бы Москва решила направить на финансирование Федеральной программы. Ряд соглашений, заключенных уже администрацией Егорова, касаются в основном сельского хозяйства. И, что самое любопытное, здесь знаменитый кредит "Дрезднер банка" в размере $30 млн., заметьте, не 10-ти. Причем в одном документе кредит выдан с "целью предоставления средств Региональному фонду развития Калининградской области для финансирования фонда". А в другом: "для финансирования Фонда регионального развития Калининградской области", но те же $30 млн. Неужели речь идет о разных фондах? Получается, что "фонд Каретного" уже взял $10 млн., мы их сейчас тихо вернем (см. материал) и тут же на другой фондик получим $30 млн.? Не так давно по инициативе администрации области был учрежден Фонд развития региона "Калининградская область". А это что, третий фонд?

Либо администрация области ошиблась в проекте закона, либо...

Возвращаясь к кредиту "Дрезднер банка". Команда Егорова очень хочет, чтобы этот кредит депутаты узаконили. Дело в том, что само кредитное соглашение, составленное командой Горбенко, незаконно. В нем сказано, что по кредиту отвечает Калининградская область. Заметьте, не бюджет Калининградской области, а сама область - географическое понятие. Т.е. юридически его не существует. Как только депутаты проголосуют за бюджет в его сегодняшнем виде, они официально признают долг в $30 млн.

Сам же займет нишу рулевого среди уже утвержденных Думой долговых обязательств.

Шестой грамотный заход. По мнению разработчиков, область должна еще взять денег в долг. Чуть-чуть. Почти 696 млн. рублей (23 млн. долларов). Копейки по сегодняшним временам. Для чего? Ну $10 млн. из новых заимствований мы должны направить на погашение предыдущих долгов. Магическое число, уж очень сильно напоминающее деньги "Дрезднер банка", поступившие в область при Каретном (напомню, Пирогов активно участвовал в том злополучном кредите). Когда начинаешь задумываться, а куда кроме "Дрезднер банка" можно направить $10 млн., никаких иных вариантов не находишь. А что делать с остальными $13 млн.? Ответ простой: прожрать, т.е. направить на погашение дефицита. Откуда же нам взять такие деньги? Осуществить внутренний заем! И здесь начинается туманная история. Слово "заем" перемежается словами "выпустить государственные ценные бумаги". Но это совсем не всегда одно и тоже. Заем нам не разрешит осуществить Минфин, пока на области висят такие долги. А государственные ценные бумаги выпускаются под гарантии собственности. В области ее нет, если... Если не принимать во внимание областной закон о земле, рассмотрение изменений в который состоится в ближайшие месяцы. Я, конечно, не претендую на роль пророка, но предположим, что сначала депутаты одобрят закон о бюджете с разрешением выпустить ценные бумаги, а потом примут закон о земле. И вот тогда бумаги напечатаются и, поверьте, тут же распродадутся.

Седьмая маленькая хитрость. Очень многие пункты бюджета содержат фразу: "Установить, что платежи за пользование лесным фондом (в других вариантах здесь звучит "50% доходов областного бюджета от сдачи в аренду... имущества", "средства регионального продовольственного фонда", "плата за пользование водными объектами", "плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ" и пр.), поступившие в областной бюджет, направляются на... в соответствии с порядком, установленным администрацией". Разумеется, никто в глаза не видел этого порядка. И не увидит. Как только депутаты проголосуют за эту фразу, они не будут иметь никакого права даже спросить, как были израсходованы эти деньги. Порядок есть порядок.

И наконец. Администрация вправе проводить ревизии бюджетов муниципальных образований, получающих финансовую помощь из областного бюджета. Но по той самой методике расчетов, о которой мы говорили вначале, практически все муниципальные образования, даже Калининград, являются дотационными. Представьте, какая дубина для устрашения строптивых мэров!

P.S. В качестве эксперта мы приглашали к подготовке данного материала одного из предпринимателей. Ничего не имея от бюджета, он согласился поучаствовать в мини-анализе бюджетных отношений. Хорошо, когда успешных людей, имеющих представление о построении финансовых схем, начинают интересовать вещи, важные целиком для области. Спасибо.

Наша редакция планирует опубликовать результат голосования по бюджету каждого депутата. Поименный список особенно важен для формирования отношения к депутатам-калининградцам.

Куда планируем тратить?

Общая сумма расходов бюджета с учетом целевого дорожного фонда 4 222 674 тыс. рублей. Собственных расходов области (без учета дорожного фонда и выплат муниципальным образованиям) 2 247 990 тыс. рублей. Если отбросить дефицит, получится 1 864 667 тыс. Мы приводим некоторые статьи расходов.

Расходы в тыс.руб. :

*Государственное управление - 286073

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти - 36604

*Функционирование исполнительных органов государственной власти - 240629

Прочие расходы на общегосударственное управление - 8840

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства - 153547

**Промышленность, энергетика и строительство - 251500

**Сельское хозяйство - 203997

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия - 41720

***Жилищно-коммунальное хозяйство - 3150

Образование - 171647

Культура, искусство и кинематография - 53161

Здравоохранение и физическая культура - 383491

Социальная политика - 424004

Обслуживание государственного долга - 36000

* Обратите внимание, на государственное управление планируется потратить 15,34% бездефицитных расходов областного бюджета! А на себя, любимых, администрация области готова потратить почти в 1,5 раза больше всех расходов на образование! Не удивительно, ведь зарплаты начальников отделов администрации с 1 января будут под 20 тыс. рублей. Кстати, такие же зарплаты ждут депутатов.

** Очень странные статьи расходов на "промышленность, энергетику и строительство" и на "сельское хозяйство". Куда конкретно пойдут деньги, непонятно, а главное, непонятно, зачем они туда пойдут.

*** Капитальное строительство и ЖКХ в Калининграде, например, будет профинансировано на 0%. Это при 1200 семьях, живущих в ветхом и обрушающемся жилье.




Читайте также в этом выпуске (№ 147):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia