«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 144 09.10.2001 - 16.10.2001
Время свадеб
Время свадеб
Елена Дашковская

Осень на Руси издавна считается временем свадеб. В деревнях к этой поре заканчивали основные сельскохозяйственные работы. Но и в городах соблюдали сроки. Ведь свадьба подразумевала в первую очередь церковный чин, который совершается не всегда. Скажем, церковь не венчает в течение четырех постов, в Пасхальную седмицу и в святки, накануне больших церковных праздников, постных дней - во вторник и четверг, а также в субботу.

К тому же брак никогда не заключался стремительно. До 1775 года венчание вообще состояло из двух этапов, отделенных по времени: это обручение, которое как бы скрепляло "сговор" между родными или близкими жениха и невесты, и собственно венчание.

Свадебные торжества - самые яркие в череде семейных праздников. Испокон веков выделялись они своими длительными и устоявшимися обрядами, совершенно особыми и пышными одеждами, подарками, песнями, обилием гостей. Новобрачные становилась центром внимания семьи, улицы, прихода.

На свадьбах особенно подчеркивались главные качества жениха и невесты - чистота, целомудрие. Символ этого - в белом платье невесты и свадебной фате. Но касалось это и жениха, чей грех, считается, может "замарать" чистоту милой.

"Кто-то скажет: нынче все иное, кто-то скажет: это в старину..." Не будем спорить. Но все-таки этот материал будет, пожалуй, интересен не только тем, кто решил освятить свой союз.

ТИЛИ-ТИЛИ-ТЕСТО

"За мужем жена всегда госпожа", - говорят в народе. Христианство называет семью "малой церковью". Именно в спокойном, разумном супружестве любовь с годами возрастает. А потому для семейной жизни ищут не какой-то африканской страсти или феерической любви, а человека- "себе ровню" по мыслям, вере, состоянию.

Сейчас сделать это все труднее. Забывается, что основным условием заключения брака всегда было благословение родителей, чья предвзятость и жизненный опыт позволяли отделить влюбленность от любви. На Руси венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты, то есть человек, знающий чадо и небезразличный к нему.

А вот необычность обряда, торжественность обновки и сегодня привлекают молодежь. Но это явления внешнего порядка. Венчание мало или совсем не верующих если и возможно, то заканчивается весьма плачевно.

В калининградском храме Покрова Пресвятой Богородицы часто бывает женщина, несколько лет назад венчанная здесь. Интересная, образованная, она решила устроить личную жизнь сама, причем современным способом - через международное брачное агентство. Нашелся жених из Европы - обеспеченный, видный. Несколько месяцев переписки через Интернет и согласие на венчание казались девушке надежными гарантиями. Но после реального знакомства и экстренного венчания наступили будни в чужой стране. А однажды дождливым утром новоиспеченный муж представил жене... своего "друга". Ему, представителю нетрадиционной сексуальной ориентации, русская жена была нужна для отвода глаз и в качестве домработницы. Молодой женщине с большим трудом удалось вернуться к родителям в Калининград. И оставить мечты о семейном счастье - церковный венец не так просто снять.

Есть и обратные примеры. В Багратионовском храме Веры, Надежды, Любви и матери их Софии как-то венчали... чернокожего жениха. Родители местной невесты ни за что не соглашались отдать дочь "за неверного", несмотря на серьезность отношений, многолетнее знакомство - молодые вместе учились. И лишь когда жених в дополнение к гражданству России принял крещение, свадьба состоялось. Сейчас молодые живут в Москве, шлют родным радостные письма: все хорошо.

ТАИНСТВО ИЛИ ПРОЦЕДУРА?

Брак, освященный церковью, считается внутренним единением душ. Недаром называют его не просто обычаем или традицией, а Таинством. Совершается оно после Литургии, где жених и невеста, после соответствующей подготовки, причащаются Святых Таин. Без этого венчание - лишь пышная формальность.

Недавно в Балтийском Морском соборе собиралась венчаться молодая пара. Вдруг невеста упала в обморок, да такой, что перепуганные родственники вызвали "скорую". Но крепкого здоровья девушка никак не могла прийти в себя. Наконец ей полегчало. И выяснилась причина такого состояния: девушка была некрещеной. Священника ей обмануть удалось, а вот Бога, получается, - нет?

БРАКИ СОВЕРШАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ

Даже на случайных свидетелей церковных свадеб торжество производит сильное впечатление. С таким же чувством часто смотрят на младенцев. Церковный брак - тоже рождение: из двух людей новой "единой плоти".

Начинается оно с обручения в притворе храма: жених справа, невеста слева, в руках зажженные свечи в знак радости от встречи двух любящих сердец. Молитвы о спасении вступающих в брак, о ниспослании им любви, о благословении их на совместную жизнь завершаются обменом кольцами - символами вечности и непрерывности брачного союза.

По канону, одно кольцо должно быть золотым, другое - серебряным. Первое символизирует своим блеском Солнце, которому уподобляется муж в брачном союзе, второе - подобие Луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Кольца священник трижды обменивает на руках жениха и невесты в знак отдания их на всю жизнь друг другу. Затем серебряное остается у жениха, золотое - у невесты: женской слабости придается мужественный дух. Конечно, в наше время кольца могут быть из любого металла. Но носить их по-прежнему принято на правой руке - той самой, которой мы крестимся.

Чин венчания проходит уже перед алтарем. На белом полотенце, как на облаке, стоят жених и невеста. Здесь они подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак, отсутствие брачных обетов другому.

Главный момент таинства - возложение венцов: довольно тяжелых, подобно царским коронам. На всю последующую жизнь супруги становятся друг для друга царем и царицей. Но это и слава мученических венцов, ведь супружество - путь трудов и страданий, отказ от эгоизма.

Еще молитвы, и все присутствующие в церкви запевают "Отче наш". Священник, осенив крестным знамением чашу с вином, подносит ее новобрачным. Общая чаша - судьба с общими радостями, скорбями, утешениями. А священник, соединив руки молодых под епитрахилью, трижды обводит вокруг аналоя. Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось для супругов. После заключительных молитв новобрачным принято дарить венчальные иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Божией Матери. Под пение "многия лета" в путь любви и трудов отправляется новая семья.

При этом венчание - не сертификат на любовь, счастливую и безоблачную семейную жизнь. Земной рай дается только ежедневным трудом. Семейная жизнь может потускнеть, посереть, поблекнуть и даже совсем зачахнуть. А может засиять всеми цветами радуги и красоты, если хранят супруги небесный завет: совет да любовь.




Читайте также в этом выпуске (№ 144):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia