«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 142 25.09.2001 - 02.10.2001
Магазинное будущее области
Магазинное будущее области
Ольга Маркова

К хорошему привыкаешь быстро. Как-то незаметно и в то же время стремительно изменился в лучшую сторону облик Калининграда. Форпост России на западе уверенно приобретает вид города европейского уровня. А ведь оценка еще только формирующегося высокого статуса со стороны ожидаемого лавинообразного туристического потока в янтарный край начнется как раз с уже привычных нам магазинов. Социологи давно вывели закономерность, что дороги и торговое обслуживание определяют главные туристические настроения. Как ни странно, гостиничный сервис идет следом...

Пока оставим магистрали, которые, несмотря на извечно русскую, почти фатальную проблематичность, прямо сейчас более чем активно реконструируются. Перейдем к осмотру торговой плоскости, познакомимся с фасадом и изнанкой магазинной жизни столицы самого западного территориального округа самой большой по территории страны мира.

В статистике своя "правда"

Невооруженным взглядом осмотрев калининградские "торговые ряды", можно сделать поверхностный вывод, что торгующих точек многовато. Но это только на первый взгляд. Оказывается, мы еще ужасно отстаем от продвинутого Запада и по этим позициям. По их меркам на одного жителя должно приходиться никак не менее 1,8 кв. метра полезной торговой площади. Справедлива постановка вопроса: а у нас? К сожалению, на калининградской земле данную количественную проблематику серьезно никто не исследовал. Руки не доходили. А вот, наверное, в на пять голов продвинутой выше по сравнению с Калининградом Москве уже подсчитали. Мировых торговых стандартов с их темпами развития можно достичь лет так через десяток-другой. А российскому эксклаву? Предоставим вам свободу арифметических действий сложения и вычитания. Только помните, что с каждым своим новым супермаркетом мы приближаемся к опоенному надеждами благополучия европейскому стандарту. А с очередным стихийно организованным уличным лотком и "блошиным" рынком скатываемся назад, в доперестроичную пропасть уравниловки талонного распределения и "блатного" товарного дефицита.

Собственными редакционными силами мы попытались сделать аналитический прогноз магазинного будущего области со всеми вытекающими последствиями прибыли для бюджетов всех уровней, для всех и каждого жителя. Задача оказалась не из простых, в том числе потому, что исходные данные для расчетов как-то расходились с информацией от первоисточников. Так, по прошлому году облстатуправление официально представило в своем печатном сборнике общую цифру занятых в отрасли торговли и общественного питания в 5750 человек. "Нестыковочка" значительная. Только в холдингах МДМ и "Вестер" работают почти четыре тысячи сотрудников. Дальше - больше. В статистике местного уровня вы не найдете четких данных о ныне действующих торговых оборотах. Грамотного анализа деятельности крупных торговых предприятий так называемых холдингов попросту не ведется. На то есть свои внутренние, замешенные на законодательной недоработке скорее всего чисто субъективные причины. Профессионалы давно склоняются к мысли, что статистика в пределах области давно и прочно ведется некорректно, так как не учитывает ни экономических особенностей не отмененной доселе "зоны", ни зачастую элементарных текущих нормативов системы налоговой отчетности. Грубо говоря, большинство предпринимателей "чихают" на действие невозможно устаревшего Федерального закона "О государственной статистике". Не потому, что не уважают. Сам орган позволяет не уважать себя распространением откровенного вранья о многих судьбоносных экономических процессах Калининграда. И как же, ориентируясь на "псевдодостоверные" цифры, живут и ориентируются в реальной жизни административные органы власти? Вот так живут и так ориентируются...

Билет на машину времени

Честно говоря, поводом для данной публикации стали упорно витающие слухи в околоторговом воздухе Калининграда. Заметьте, в магазинах стали ходить озабоченные "тетки" с тетрадками от прямых поставщиков с настоятельными советами приобретать все и вся по старым ценам. Мол, грядет возможное удорожание полного товарного ассортимента минимум на 30 %. Причастность "торгашей" к игре без правил с очередным повышением цен однозначно отметается. Им, завязанным на кредитные выплаты процентов и долгосрочные контракты товарных закупок, где все ходы просчитаны, архиневыгодно что-то менять в ценовой политике. Борьба идет за каждого покупателя. Как это ни странно, супермаркетам прибыльней оставлять низкие цены на товары. Они в большей степени живут за счет оборота: чем быстрей все продал, тем весомей с того получил. Забавно: все больше сведений о недопонимании того на административных вершинах. Неужели там все по-прежнему мерят заскорузлым понятием "вал"? Они там, наверху, недопонимают или не хотят видеть истину восприятия жизни простыми людьми, которые измеряют свое благосостояние возможностью купить в близлежащем магазине кило колбасы, литр чего покрепче и кулек сладостей. В невозможности осуществить хотя бы одно действие народ не будет винить хозяев магазинов. Свое возмущение он совершенно оправданно перенаправит в сторону власти.

Хрупкий паритет торгового роста

На всех уровнях проговаривается, что торговля по доли бюджетных выплат является по всем статьям наиважнейшей, так как определяет его доходную долю в области чуть ли не первостатейно. По данным управления Министерства по налогам и сборам по Калининградской области, по итогам второго квартала первое место по уплаченным налогам в региональный бюджет занял транспорт (39 млн. 353 тыс. рублей), на втором - торговля и общественное питание (24 млн. 740 тыс. рублей), на третьем - топливная промышленность (24 млн. 717 тыс. рублей). Торговля сумела обогнать топливную промышленность по итогам квартала, в который вошли два весенних месяца, сезона, считающегося традиционно неприбыльным с точки зрения торговли: лучше всего товары продаются осенью и зимой. Специалисты напрямую связывают рост денежных поступлений в казну от калининградских предприятий торговли с введением в области упрощенной системы налогообложения.

Очень важно, чтобы в этой системе открытых для роста торговых систем действовали равные для всех участников "игры" одни, неизменные правила. Ну хотя бы не так часто и внезапно пересматриваемые. Только так сложится долгожданное обывательское понятие соотношения приемлемой цены и качества. По запланированной схеме пойдет и поедет "струя" налоговых поступлений и отчислений. Тогда в полном допустимом объеме продолжится проникновение торговли в производство. Уже сейчас практически все супермаркеты Калининграда так или иначе вложились в развитие промышленного производства. Кто в мясопереработку, кто в "мукомолку" и хлебопекарни. А в планах - создание полной вертикали получения товара с "уходом" в сельскохозяйственное производство начального продукта для чипсов, майонеза, сгущенки и тушенки. С одной только целью - получить более дешевый продукт для выгодной продажи.

Конечно, Москва не сразу строилась, но и Калининград не на пустом месте возник на мировой географической карте. Возникновение произошло, проникновение рыночных реформ осуществилось. Не помешать бы появлению долгожданного дитяти в виде благополучной жизни. Тогда и гостей в край звать не стыдно, пироги да углы показывать.




Читайте также в этом выпуске (№ 142):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia