«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 139 04.09.2001 - 11.09.2001
Книги или чтиво?
Книги или чтиво?
Ольга Оносова

В июле было проведено исследование калининградского книжного рынка. Наблюдения, беседы с профессионалами, опрос 200 посетителей книжных магазинов, обзор прессы - вот неполный список источников информации, использованных в ходе исследования.

ЧТО ПОКУПАЮТ

Основным спросом пользуется художественная литература. Ее приобретают 40% посетителей. Основные критерии при выборе книг - автор и содержание.

Маринина, Константинов, Донцова - самые популярные в детективном жанре. Однако несомненной "звездой" здесь является Акунин. Радует, что сейчас снижается тяга к "массовому чтиву". Читательские интересы смещаются в сторону более качественной литературы, отражающей современные проблемы человека. Пелевин, Веллер, Улицкая - их спрашивают все чаще. Все больше интерес к зарубежным авторам - Кундера, Павич, Маркес, Фаулз, Сэлинджер.

На втором месте - учебная и специальная литература. Зачастую, чтобы найти нужный учебник, нужно объехать полгорода. Однако инфраструктура рынка учебников постоянно развивается. Крупные магазины - "Янтарный сказ", "Книги и книжечки" - публикуют списки продаваемых учебников в прессе. Они же и АОЗТ "Пресса" организуют по выходным у к/т "Россия" школьные базары, продавая не только учебники, но и канцелярские принадлежности.

Спрос на детскую литературу весьма стабилен. Но "современные дети читают до тех пор, пока им читают родители". Большая часть детских книг рассчитана на возраст от года до 10 лет. К тому же читают детям в основном проверенную классику. Калининградским мамам повезло: "Янтарный сказ" не только выпускает прекрасные детские книги (Михалков, Драгунский, Грин, сказки мира в серии "Мастера иллюстраций" - вот неполный перечень), но и имеет возможность продавать их в нашем городе по самым низким издательским ценам, т.е. без торговой накрутки оптовиков и посредников.

Кроме автора и содержания книги важную роль играет и ее полиграфическое исполнение. "Внешние" атрибуты по степени важности для покупателя - обложка (22%), качество бумаги (18%) и качество печати (18%), шрифт (16%).

ГДЕ ПОКУПАЮТ

В Калининграде более 30 организаций (магазинов и оптовиков), занимающихся книжной торговлей. Это не считая частных предпринимателей. Самые известные - магазин "Знание" и книжный салон "Янтарный сказ". Недавно открылись магазины "Книги и книжечки", "Книга Люкс". Работает сеть палаток АОЗТ "Пресса", ООО "Инженер". В общем, выбирай на вкус: у каждого магазина свои плюсы и минусы.

"Знание" расположено прямо на остановке. Поэтому поток посетителей здесь самый большой. "Янтарный сказ" завоевал репутацию торгового салона. Здесь можно получить консультацию, найти уникальные книги. Рядом с салоном достаточно места, чтобы припарковать машину. Число постоянных клиентов поражает - 84 % от всех посетителей. В то время как в другие магазины порядка 30% покупателей заходят по пути.

ЧТО ПОЧЕМ

Это будет самый краткий абзац. Чтобы не быть голословными и не уподобляться рекламным призывам о самых низких ценах в том или ином магазине, обратимся к фактам.

*В недавно открывшемся книжном "супермаркете" действуют 10%-ные скидки на все книги. Цены в таблице указаны с учетом этих скидок.

ЗАЧЕМ

Оказалось, что большая часть покупок книг совершается для личного пользования (72%). 28% покупают книги для работы и 15 % - как подарок. Т.е. основная ценность, которую несут в себе книги, - информация или/и отдых. Лишь 5 % указали, что покупают книги для учебы, но это, скорее, вызвано тем, что опрос проводился в разгар каникул.

НЕМНОГО ХУДОЖЕСТВА

Попробуем нарисовать портрет покупателя книжной продукции. Как оказалось, в основном это служащие в возрасте от 20 до 50 лет. Преимущественно женщины. Их 59%. По роду занятий покупатели книг - служащие (32%), учащиеся - 30%, рабочие - 12%, предприниматели -11%. Пенсионеры, безработные и военнослужащие - по 6%. Больше всего покупают книги люди с высшим образованием и доходом от 1000 до 2000 рублей на человека в семье, проживающие в Центральном и Ленинградском районах Калининграда.

Из всего социально-демографического многообразия книголюбов 18% приходят за книгами не реже 1 раза в месяц, 17% - 2 раза, 13% - 1 раз в неделю и целых 9% здесь бывают несколько раз в неделю. В общей сложности мы имеем 57% постоянных покупателей.

ИНТЕРНЕТ

Все-таки не будем недооценивать значение Интернета, где действительно можно скачать многие литературные произведения (www.art. kaliningrad.ru) и учебные материалы. Развиваются и калининградские виртуальные книжные магазины (www. yantskaz.ru) и информационные сайты (www.book.-kaliningrad.ru). И это только калининградские сайты - не говоря об известных www.bole-ro.ru, www.ozone.ru и других "универсальных" книжных Интернет-магазинах.

ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА

На фоне разговоров о кризисе издательской отрасли в стране развитие книжной торговли в Калининграде радует. Оно не быстрыми темпами, но все-таки происходит. Значит, есть спрос на литературу. И современная русская культура через книги придет-таки в российский эксклав.




Читайте также в этом выпуске (№ 139):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia