«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 128 19.06.2001 - 26.06.2001
"На войне нет атеистов"
"На войне нет атеистов"
Елена Дашковская

Как часто история кажется нам неким абстрактным параграфом в учебнике. Вот и о битве под Фридландом 2-го, по новому стилю 15-го, июня 1807 года вспоминают обычно, что победа осталась за Неполеоном, а русская армия потеряла 29 тысяч воинов. Более подкованные упоминают также, что это поражение стало началом победы русского оружия в Отечественную войну 1812 года, когда русские освободили от наполеоновской армии всю Европу.

События той исторической давности происходили близ нынешнего Правдинска, где благодарные потомки дату не только не забыли, но и отметили рядом мероприятий - в краеведческом музее, районной библиотеке, а также в православной церкви. Более того, местный храм, носящий имя Георгия Победоносца, стал инициатором необычной спортивно-исторической игры. Ее участниками стало более полусотни школьников города.

БЕЗ ВЕРЫ - ПУСТОТА

Впрочем, это не просто "ребята с улицы". Третий год при храме существует спортивный клуб Георгия Победоносца. Один из предметов - карате. Но это, по убеждению тренера Евгения Елизарова, - лишь инструмент, оружие воина. Главное - духовное, нравственное совершенствование. Оно без веры немыслимо. "На войне нет атеистов - все верят" - это сказал наш современник, Герой России генерал Владимир Шаманов, прошедший Нагорный Карабах, Чечню.

У нас в свое время покончили с верой в Бога. Затем столь же решительно "покончили" с верой в коммунизм. И что образовалось? Пустота. И полезли в нее разные лица, точнее, рыла. "Патриот" стало синонимом слова "черносотенец". Русским считаться стало вроде бы как-то зазорно, зато престижным - "откосить" от армии. В юные души полился поток грязи, жестокости, насилия, бездуховности. Противостоят ему традиции русского Православия.

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ

"Некоторые думают: церковь - это место, где собираются старенькие бабушки, некий стариковский клуб. Нет, родник православной веры доступен всем, - считает настоятель храма Георгия Победоносца отец Вадим Дегтярев. - Как-то я встретил в нашем храме 14-летнего парнишку в майке, на которой через всю грудь красовалась надпись "NIRVANA". Он, как выяснилось, принадлежал к группе сторонников этой самой "Нирваны", но читал стихи о Христе. "Почему тебе это интересно?" - поинтересовался я. "Так ведь Он совершил подвиг", - ответил парень. И в этом ответе - психология сегодняшнего юношества, воспитанного на боевиках и детективных книжонках. Но это - и суть идеи служения, борьбы и подвига, которые присущи воинам. Все мы сегодня воины - Христовы. Покой для нас - не безмятежное времяпрепровождение на диване с банкой пива, а спокойствие защитника, идущего на битву с твердым убеждением, что бой - за правое дело".

Разумеется, участников спортивно-исторической игры на предмет веры никто не тестировал. Дети пришли сами: из дворов, детского дома, клуба. Все отстояли панихиду в память павших воинов. А затем с хоругвями отправились к месту древнего поля битвы. Здесь еще в 1868 году императором российским Александром Вторым, и королем прусским Вильгельмом Первым установлен небольшой памятник, худо-бедно сохранившийся и поныне.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

В репертуаре Жанны Бичевской есть баллада о русском солдате, похороненном в Великую Отечественную на немецкой земле в безвестной могиле. Щемяще звучат слова этого солдата: "Играют дети, но я не пониманию их язык". Правдинская земля покоит тысячи русских воинов. Они счастливее песенного героя - над ними играют русские дети, слышна родная речь.

Под эту песню собравшиеся мальчишки и девчонки убрали с пустыря пустые бутылки, затем, построившись, подпели батюшке "Вечную память". А потом разбились на команды: "Георгий Победоносец", "Пересвет", "Ослябя", "Денис Давыдов", "Петр Багратион". Даже новички, ребята из детского дома взяли себе название подстать остальным - "Уланы". Все получили задания - ориентирование на местности по картам... 1807 года. "Тайники" так или иначе связывались с историческими местами - например, ставкой Наполеона. Здесь, в нескольких километрах от поля боя, Бонапарт велел выстроить вышку, а верхушки вековых лип срубить для улучшения обзора.

БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ...

С неменьшим азартом выполнялись и следующие задания - преодоление препятствий, бег, перетягивание каната, стрельба из пневматической винтовки, даже борьба. Так как состав участников был разный по возрасту и уровню подготовки, каратисты предложили самый простейший ее вид - "сумо". Соревнования шли по олимпийской системе, поэтому командам помладше пришлось трудновато. Но воля к победе, ловкость помогали многим.

Самым трудным оказалось "преодоление реки". Над настоящей Правдой организаторы решили не рисковать. Поэтому трасса пролегла через заросший крапивой овраг. "Смерть" никому не грозила - предусматривались страховочные пояса. До конца дистанции проходили не все.

"Дело не в спортивной подготовке, а в воле к победе", - отметил добровольный помощник соревнований, офицер милиции Юрий Матвеев.

БРАТСТВО - СОСТОЯНИЕ ДУШИ

Заключительным этапом должна была быть каша, приготовленная на костре по рецепту 1807 года. Учитывая позднее время, кашу приготовили взрослые. Позже выяснилось, что рис в ту пору в России еще не употребляли. Однако это не помешало съесть ее с отменным аппетитом - вместе со сладкими призами. Они достались всем - ведь царило здесь не соперничество, а товарищество и единомышление. Скажем, часто звучало обращение "братия". Взаимоуважение, взаимовыручка проявляются не только в словах. Например, на "переправе" один "воин" не удержался - сорвался, карабин заклинило. Братья из команды кинулись в крапиву выше человеческого роста, приподняли и на руках вытащили товарища.

Негласным условием игры стала борьба с "голливудско-пепсикольным" жаргоном. Выяснилось, что большинство мальчишек реагируют на события американским "Вау", "Йес". При таких выкриках установлен штраф - десять отжиманий. Многим пришлось отжиматься по сотне раз. И все чаще и чаще звучало русское "Ура".

К командам то и дело подходили любопытные, особенно подростки. Сначала стояли в сторонке, присматривались. С громадным удивлением, внимательно рассматривали постамент героям "еще той войны" - раньше на памятную надпись, похоже, не обращали внимание. "Поболели" за команды, даже помогли снимать "переправу". А напоследок поинтересовались: всех ли берут в клуб. Услышав положительный ответ, "правильно" гаркнули "Гип-гип-ура".




Читайте также в этом выпуске (№ 128):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia