«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 128 19.06.2001 - 26.06.2001
От редактора
От редактора
Арсений Махлов

1 июня в Кировске Мурманской области "Центр стратегических разработок (ЦСР) "Северо-Запад" представил "Доктрину развития Северо-Запада России". Этот документ впервые говорит предметно о единстве и целях стратегического развития нашего округа, с ним можно спорить или соглашаться, дополнять или перекраивать, важно, что существует предмет, содержание, вокруг которого все вертится. К сентябрю Петр Щедровицкий, научный руководитель Центра, и сотоварищи обещают представить "Концепцию развития Северо-Запада", а затем - "Программу", в них тезисы "Доктрины" будут представлены уже в виде совершенно конкретных инвестиционных и управленческих проектов.

Итак, о чем же она, "Доктрина"? Первая ее часть - обоснование последующих выводов, а значит, оценка международных и внутрироссийских условий, в которых варится Северо-Запад РФ. Вот уже как минимум 10 лет Россия живет, не понимая, как и зачем. Мы пытаемся пристроиться к уже существующим технологическим цепочкам или проектам, не сформировав новых механизмов управления собственным развитием. В результате России предлагается, а зачастую навязывается роль, противоречащая ее стратегическим интересам. Долгое лидерство США на мировой арене привело к ослаблению позиций этой сверхдержавы: единая Европа уже начинает противопоставлять свои интересы американским, есть еще и Китай, и Япония, и Индия, и мусульманские страны, финансирующие сегодня большую часть мировой экономики. Северо-Запад России попал в зону между интересами США и Европы. В отношении отдельных регионов, входящих в Северо-Западный округ, у европейцев имеются свои планы развития: создание сырьевых площадок, продолжение европейских (!) транспортных коридоров, выведение на Восток своих нерентабельных или загрязняющих производств и создание свалок опасных отходов. Реализовать эти планы они могут, используя инструменты управления Россией: различного рода "гуманитарные" и обучающие проекты, "игру" с ввозными и вывозными пошлинами, "предложение" правил торговли, прямые инвестиции. Пока нами недооценивается экологический рычаг управления. А ведь на сегодняшний день далеко не все проекты под экологическим флагом - благо. Мы, получив в наследство от СССР одни из самых жестких в мире стандартов и разрешительно-запретительных мер, попадаем в зависимость от "зеленых", нередко щедро оплачиваемых европейскими структурами. Далеко ходить не надо: самыми злостными загрязнителями Европы являются Германия и Польша, при этом ничтоже сумняшеся "стрелки переводятся" на Россию. Нам запрещают развивать новые производства, строить АЭС, в чем Россия еще впереди других, и т.д. Мы же на разработку экологических норм не влияем, как, впрочем, и на другие трансграничные правила, по которым живем.

В этой ситуации абсолютно бессмысленно пытаться "восстановить" прежнюю ориентацию экономики - время ушло. Северо-Запад необходимо строить "на новом каркасе". Основой этого каркаса является разработка принципиально новых решений (инноваций) в любой сфере жизни, именно они станут главной валютой завтрашнего дня. Сегодня не более 20 финансово-промышленных групп стягивают на себя ресурсы всех регионов Северо-Запада России, зачастую выводя финансовые потоки из страны. Перестают иметь какое-либо значение не только административные границы областей и округов, но и госграницы. Деньги текут туда, где умнее люди и лучше информационная инфраструктура. Для создания новых условий необходимо партнерское взаимодействие власти, общества и бизнеса на основе соглашения о стратегическом развитии региона. Это перестает быть делом только государства, причем каждый шаг предполагает преодоление раздробленности и группового или территориального эгоизма. Начинается "новое освоение" Северо-Запада, разделенного на несколько основных типов территорий. К первому типу относятся Ленинградская, Псковская, Новгородская и Вологод-ская области. Это промышленно развитые области, где сложились наиболее благоприятные условия для жизни и работы, но практически нет природных ресурсов. Население здесь не уменьшается, экономическая активность даже растет. Эти регионы могли бы стать центром индустриального развития Северо-Запада, если бы не некоторая оторванность от геоэкономических потоков. Второй тип - территории сырьевого и военно-стратегического освоения. Это Мурманская, Архангельская области, Ненецкий АО, республики Коми и Карелия. Они теряют население, что подтверждает недостаточность их чисто сырьевой ориентации. К третьему типу относится Санкт-Петербург, который стремится укрепить свои позиции главного контактного центра округа. Но пока он технологически, кадрово и финансово мало связан с общим пространством Северо-Запада. Доминируя на товарных рынках и рынках перевозок, город еще не смог стать новым опорным пунктом России в округе. И, наконец, к четвертому типу относится Калининградская область, где, кстати, самая лучшая демографическая ситуация - за счет миграции происходит прирост населения. Только в отношении этой территории Россия была вынуждена ответить на вызов европейцев и заявить хоть какую-то цель: сделать ее "экспериментальной площадкой" для интеграции России и ЕС. Но пока краткосрочные и среднесрочные интересы России и Калининградской области не совпадают.

Каковы же основные мегапроекты в рамках Северо-Запада, позволяющие говорить о новом витке в развитии России? Проект первый - "Калининград". (Приятно, что мы стоим на первом месте, хотя наша областная администрация последней в округе подписала договор на разработку концепции развития с ЦСР.) Суть проекта - превращение области в плацдарм сочленения российских и европейских стандартов технологического, управленческого и культурного плана. (Правда, на мой взгляд, рано говорить о взаимном оказании влияния на стандарты взаимоотношений с Европой, пока в Калининградской области проживает так мало людей. Только после того как Калининград станет одним из интеллектуальных центров Балтики, можно говорить об оказании влияния на европейские стандарты и качества жизни.) Следующим приоритетным направлением является освоение российского Севера на каркасе в первую очередь Северного морского пути. Новое освоение природных ресурсов и создание иных качеств жизни. Третье направление - энергопользование и энергосбережение. (Не случайным было присутствие на заседании министра атомной энергетики РФ.) Четвертое направление - создание основ для стимулирования инноваций. В этом проекте основная роль отводится Питеру. Пятый мегапроект - развитие лесного комплекса (именно лесные ресурсы восполнимы, поэтому в лесопереработке возможно долгосрочное планирование с перспективой). Шестое приоритетное направление - развитие межкультурных коммуникаций. Начиная с туризма и заканчивая выстраиванием новой культурной политики, мы получим трансграничное сотрудничество и рост интеллектуального потенциала региона. И, наконец, седьмым мегапроектом является развитие человеческого капитала, создание университетских трансграничных комплексов, сетей непрерывного образования и консультирования, возникновение новых профессий на стыке узких специализаций.




Читайте также в этом выпуске (№ 128):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia