«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 127 12.06.2001 - 19.06.2001
Практическая психология в бизнесе, обучении и жизни
И почему я сам обманываться рад

Мы начинаем серию статей о практической психологии, которые направлены на знакомство читателей с механизмом применения психотехнологий в конкретных ситуациях, связанных с бизнесом, обучением и личной жизнью.

Так или иначе, но наше общество уже знакомо с такими понятиями, как "зомбирование", "массовое воздействие на психику", "грязные технологии", "25-й кадр". И мы уже умеем сознательно фиксировать свои интуитивные чувства, реагируя на рекламу, на продавцов-корабейников, на статьи, порочащие чью-либо честь из власть имущих. Мы научились писать "резюме" (устар. "анкета"), грамотно умалчивающие об "английский, французский, немецкий... со словарем". Мы гордимся, что в школе, в которой учится наше чадо, есть штатный психолог. Мы понимаем, что "не хлебом единым", и отдаем себе отчет в том, что цыганка нагадает нам что-то общечеловеческое, а не предскажет день выигрыша в "О, счастливчик". Мы знаем, что гороскоп на неделю составлен для десятков тысяч львов, львиц, львят, объединенных в "знаки огня" с десятками тысяч стрельцов, стрельчих и стрельчат, а шансы на предсказанную удачу равны попаданию снежинки с неба в ладонь мореплавателя, пересекающего экватор в полдень. Да, мы уже в достаточной степени научились распознавать рекламные трюки, игру слов, маркирование букв, звучание лозунгов. Так почему же "заказчики" продолжают тратить на все эти уловки деньги, почему так бешено дорого стоят PR-команды, если мы все "это" уже знаем? Да потому, что те самые технологии, к счастью, не только грязные, но и чистые, не стоят на месте, а развиваются и совершенствуются. Так же, как и эволюционирует сам предмет этих технологий - человек. И с достаточной степенью уверенности можно заявлять, что далеко не все "уловки" и "трюки" нам известны и понятны. Мы продолжаем совершать покупки "не совсем" нужных нам товаров, изменяем своим привычкам, ремонтируя автомобиль не у давно знакомого механика, а в дорогом открывшемся сервисе с неизвестными специалистами. В течение пути до пункта голосования, мы легко меняем свое мнение с голосовать "за Петрова" на "против всех".

Предполагаем, что читателю будет интересно узнать, как психологи объясняют подобные поступки и как наше поведение прогнозируется "заказчиками". Хотим предупредить о том, что этими статьями мы намереваемся пробудить у читателя здоровый интерес к методам практической психологии, минуя проблему добра и зла, несколько приподнявшись над ней и ставя во главу угла принцип знания, дающий в определенной степени власть, по крайней мере, над своей жизнью.

Вряд ли стоит спорить, что человек творец судьбы, но, положа руку на сердце, кто не успокаивает себя словами - первый блин комом, затевая какое-нибудь творение? А если сравнить блин с одной единственной жизнью, а тем более не блин счастливчика-соседа, а свой собственный, неповторимый?

Многим из нас известно такое понятие, как кризис среднего возраста. Помните, В.С. Высоцкий пел: "При цифре 37 один шагнул под пистолет, И Маяковский лег виском на дуло..." Что за цифры? Ни с того, ни с сего, 35-летние дяди и тети вдруг поступают в высшие учебные заведения, именно на этот возраст приходится расцвет алкоголизма, пик разводов, кризис творчества. В общем, примерно в этот период жизни, мужчин и женщин, конечно далеко не всех, начинает, как выражается молодежь, изрядно "колбасить". Это тот возраст, когда уже поздно быть начинающим, подающим надежды, поздно жениться, выходить замуж, заводить детей. В душе творится что-то совершенно ужасное. В голову лезут мысли о том, что в 18 лет был выбран "неправильный" институт, не то место работы, не та жена (муж), не в то время рождены дети, которых вообще нужно было не так воспитывать и отдавать совсем в другую школу. Либо томит чувство, что уже ничего не изменить, и волынку рутинных будней придется тащить до конца своих дней. То ли плюнуть и абсолютно все начать сначала, поступив в тот "правильный" и престижный институт, получив ученые степени, завоевать научный мир и, заручившись широкой поддержкой населения, стать президентом годам так к 140. Боже, как же стать хоть немного счастливей, хотя бы на пару граммов больше, чем вот тот парень в последней модели BMW? Вот с той вон девицей, с ногами от ушей, бронзоватого загара и волосами блондинистого оттенка? Или вот дети у предпринимателя Иванова. Младшей 5 лет, а уже лопочет на английском. Ведь говорила же мама. Эх, мама-мама. Как она там сейчас? Наверное, на огороде горбатиться со своим артритом. Нет, как все же ужасно несправедливо устроен мир. 37 лет - и никаких абсолютно перспектив, разве что можно, говоря модным языком, зависнуть в кризисе среднего возраста и относительно благополучно перетечь в романтический период "бес в ребро" или "ягодка опять" соответственно.

Между тем "перетекание" занимает около 15 лет, вряд ли кто способен столько времени честно готовить ответ на вопрос "ты где был?" из известной рекламы. Кстати, говоря о рекламном ролике пива "Толстяк", текст из которого цитируется нами с такой любовью. Чем, собственно, он нам так нравится? Ведь если посмотреть на него глазами, скажем инопланетянина, что мы там увидим? Глуповатый мужчина в расцвете сил, явно страдающий чревоугодием, перерастающим в постепенное ожирение. Перебивается случайными заработками (дед Мороз, фокусник). Имеет жену (дряхлеющая блондинка стервозного типа, осваивающая ландшафтный дизайн в кризисном возрасте), которая нисколько не обрадовалась его появлению после долговременного отсутствия. Не умеет довести ни одного дела до конца, что говорит о слабохарактерности и отсутствии воли. Тратит свою жизнь на чистосердечные признания - "пиво пил". Отталкивающий портрет вышел, но зато как он нам нравится. Почему же? Да потому что очень правдиво. Смотришь, и хочется верить: ведь это все про меня, все, как есть, родное. А особенно привлекательно, что такой парень может быть героем. Определенно, в питье пива "Толстяк", длящемся в течение двух месяцев без перерыва, что-то героическое есть. А самое главное, поддерживающий стимул - ничего в подобном поведении отрицательного нет, на лицах врагов (жена, председатель профкома, ассистентка) написана полная капитуляция перед святой наивностью, что и возразить нечего, словом, полное замешательство, на лице героя - девственная невинность, подкрепленная чистой правдой. Смотришь и восхищаешься, потому как сам на такое не способен, хотя очень бы хотел также отвечать своей жене, своему начальнику, партнерам, ведь учили в детстве - скажешь правду, и сразу на душе полегчает. Может быть, дело в эликсире (пиво "Толстяк"), дающем такую уверенность в своей правоте?

Глазами инопланетянина на видеоролик нам помог посмотреть Эрик Берн, автор любопытнейшей книги "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры".

Возвращаясь к теме кризиса среднего возраста, отметим, что современные психотехники позволяют человеку, попавшему в подобную ситуацию, обратиться к собственному опыту и найти выходы из нее в соответствии со своими уникальными ценностями и убеждениями. Практике доступа к желательным состояниям обучает такое направление прикладной психологии, как нейролингвистическое программирование (NLP).

В следующей статье мы обратим внимание на тему практической психологии в бизнесе, в частности, в рекламе, которой коснулись сегодня, а также познакомим читателя с приемами, направленными на стимулирование нашего с вами потребительского спроса.

Copyright (c) 2001 Региональный центр изучения современных психотехнологий, телефон 54-11-13

Центр приглашает к сотрудничеству координаторов тренинговой работы по направлению "НЛП-практик".

Приглашаем заинтересованных лиц к участию в занятиях по физической культуре йогов.




Читайте также в этом выпуске (№ 127):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia