![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
|
|
Концепция благоустройства Каштанового парка и общественного пространства за башней «Врангель» в центре Калининграда была разработана в 2018 году московским «КБ «Стрелка» совместно с бюро Openfabric из Нидерландов при поддержке банка «Дом.рф». Однако для дальнейшей работы и воплощения ее в жизнь потребовалась актуализация. В 2020 году контракт на проект паркового пространства от МКУ «Капитальный ремонт многоквартирных домов» получила по максимальной цене 6,99 млн руб. компания экс-главы областного агентства по архитектуре Александра Башина «БалтСитиСервис». С сентября подрядчик провел инженерные изыскания и проработал детальнее архитектурные решения для благоустройства зеленой зоны за башней «Врангель». В работе также были использованы исследования и социологические опросы в рамках состоявшейся в 2019 году мастерской «Каштановый парк: в поисках смысла» проекта «Парковое кольцо». В ноябре 2021 года прошла презентация обновленной концепции от компании «БалтСитиСервис» в городском общественном центре «ГорПросвет» в библиотеке им. А. П. Чехова в Калининграде.
Зеленое пространство за башней «Врангель» — это бывшие городские вальные укрепления Кёнигсберга. От монументальной кирпичной стены валы были отделены крепостным ручьем, который впадал в Обертайх. После разрушения в 1912 году Трагхаймских ворот валы с выросшими на них деревьями за Валльрингом (ныне ул. Баранова) постепенно вовлекались в городскую жизнь. Усилиями приглашенного из Познани ландшафтного архитектора Эрнста Шнайдера вальные укрепления за городскими воротами стали частью зеленого пояса Кенигсберга.
Первый проект зеленого кольца Кёнигсберга был создан еще в 1910–1911 годах. Башня «Врангель», окруженная с западной стороны водным рвом, стала естественной архитектурной доминантой и ориентиром на маршруте вдоль Валльринга. В 1910–1920-е годы территория за крепостными стенами постепенно была преобразована в ухоженную зону для прогулок по променаду, который представлял собой гребень бывших вальных укреплений. От Ганзаринга (ныне площадь Победы) и Северного вокзала можно было дойти до самого Обертайха и дальше продолжить прогулку по южной оконечности озера к башне «Дона» и Россгартенским воротам. В зеленой зоне за «Врангелем» специально высаживались целые аллеи, сформировавшие живописные маршруты для прогулок, которыми калининградцы пользуются и поныне.
Даже сейчас эта уникальная ландшафтная концепция прочитывается в городской ткани. Активисты, экологи и общественники предпринимают усилия по сохранению остатков зеленого пояса Шнайнера в Калининграде от наступающей застройки. Зеленой зоне за башней «Врангель», которая получила неформальное наименование Каштановый парк, застройка теперь уже не грозит. Но вот, к примеру, до чемпионата мира по футболу в 2018 году в западной части зеленой зоны за бывшим Домом техники (ныне ТЦ «Эпицентр») инвестор в лице дочки кипрской офшорной компании «Фуэльта Холдинг Лимитед» успел получить участок с номером 39:15:131703:35, вырубить деревья и начать строить на нем огромный, никак не связанный с окружающими объектами в градостроительном смысле «административно-гостиничный комплекс». Пустующая «коробка» недостроенной 9-этажной гостиницы Domina сейчас одиноко возвышается на валу над ул. Горького. Не только ее сегодняшний вид, но и расположение посреди парка вызывает большие вопросы, равно как и выделение участка площадью 1,6 тыс. кв. м в границах исторического зеленого пояса Шнайдера.
Следует отметить, что судьба западной части зеленой зоны на месте вальных укреплений между ул. Гаражной и ул. Горького более благополучна за счет проводившегося несколько лет назад обновления благоустройства. А вот восточная часть валов и зеленая зона за башней «Врангель» печально известна как место еженедельного проведения городского блошиного рынка, стихийной автопарковки, скопление нелегальной торговли и сопутствующей огромной свалки мусора. Все эти факторы продолжают разрушать изнутри так называемый Каштановый парк на протяжении многих лет. Стихийный рынок старых вещей сыграл фатальную роль в истории ценной и привлекательной зеленой зоны. Деградация территории усилилась вместе с разрастанием черного рынка антикварных товаров, за которыми охотятся туристы, количество которых возросло в разы после закрытия границ в пандемию. Гордость довоенного Кёнигсберга и изюминка городского ландшафта стала прибежищем старьевщиков, нелегалов и асоциальных элементов.
Отрицательно сказалось и отсутствие какого-либо ухода за парком со стороны горадминистрации. В основном присмотр за парком ограничивался вывозом мусора от огромной площадки с контейнерами, возле которых скапливалось огромное количество разнообразных отходов с Центрального рынка. При этом какие-либо действия по ограничению заезда машин прямо в парк не предпринимались и не предпринимаются до сих пор.
Проектирование благоустройства Каштанового парка велось в отношении участков площадью 13 тыс. кв. м и 24,1 тыс. кв. м, которые предназначаются «под городской сквер». Концепция нового современного общественного пространства строилась на том, что это будет еще один полноценный городской парк с обязательными функциями отдыха, рекреации и созерцания, с небольшим присутствием городских активностей. Проектировщики были нацелены на организацию экологически чистой зоны отдыха для калининградцев, которая станет логическим продолжением благоустроенного пространства пешеходной ул. Баранова.
Главная входная группа со стелой будет предусмотрена возле приподнятого пешеходного перехода на Пролетарской, где сейчас начинается блошиный рынок. В этом месте действительно предусмотрено много мощения из-за планируемой высокой загрузки этой точки парка. Стихийная автопарковка в этом месте будет реквизирована, за счет чего расширятся пешеходные пути.
«Мы хотим сконцентрировать все потоки, связанные с ул. Баранова и с парком, в одном месте. На сегодняшний день при реконструкции Баранова такого очевидного выхода на озеро не получилось. Мы предлагаем повернуть поток влево и сконцентрировать и парковые и уличные потоки на пешеходный переход и далее к Верхнему озеру к скульптурной композиции «Морских животных», — пояснил на презентации в «ГорПросвете» Александр Башин. — В Калининграде есть веломаршруты по ул. Тельмана и Горького. Их нужно в любом случае связать. Мы максимально развели пешеходные и велодорожки. Первая идеология, которую реализовала «Стрелка», — это трафик вдоль вала».
Все лестницы в районе ул. Партизанской по обеим сторонам парка будут реконструированы, поскольку сейчас они не безопасны. Их габариты сохраняются, рядом будет пандус. Перепад в этой вальной части составит около 2 метров. В районе ул. Горького около лестницы также предусмотрена входная группа. Для ее организации будет использована подпорная стенка.
На восточном участке парка за башней «Врангель» планируют обустроить центральную площадь парка. «Это наиболее открытое место с наименьшим количеством деревьев, подходит для тихого отдыха, и с него открывается вид на башню. Здесь будут деревянные настилы. Можно проводить мероприятия или использовать их как танцплощадку», — пояснила представитель проектировщика Ирина Андреева.
«Внутренний радиус кругов в этом месте совпадает с радиусом внутреннего двора башни «Врангель». По сути, мы вынесли площадь изнутри наружу. Идея такая, чтобы этот радиус перекликался с башней «Врангель». Во время туристических экскурсий можно говорить о параметрах крепостного сооружения», — рассказал Башин о новом элементе ансамбля.
Из концепции «КБ «Стрелка» проектировщики без изменений перенесли так называемый панорамный мост вокруг башни «Врангель». Он представляет собой деревянный настил над водой. Предполагается, что мост будет востребован у туристов за счет того, что можно близко подойти к стенам башни и рассмотреть их. От идеи амфитеатров «БалтСитиСервис» решил отказаться. Также не предусматриваются спуски к воде.
«Мы хотели выдержать композицию вального укрепления. Там ровный вал, который имеет еще и историко-культурную значимость. Туда будет ходить большое количество туристов, где им покажут стену, вал, ров. Это именно оборонительная архитектура, так она изначально выглядела. У нас есть Верхнее озеро, где иногда рыбаки ловят рыбу. А здесь мы хотели показать ансамбль. Стена, вал и откос сочетаются. Мы не хотели бы нарушать вальную часть. Вторая причина: если спускаться вниз, то мы обязаны делать спуски, настилы для безопасности и укрепить берег. Но это совершенно другие бюджеты. Сейчас обойдемся минимальными средствами. Сделаем откосы, засеиваем травой. А мостики и спуски вообще надо ограждать. Соответственно, поменяется архитектура ансамбля, что нежелательно», — пояснил Александр Башин.
Домик у моста через крепостной ручей по ул. Партизанской планируется привести в порядок в рамках последующего благоустройства. Пока что стоит задача сделать ровные откосы, на которые открывается вид с моста.
Рекреационно-прогулочная зона Каштанового парка представлена детскими площадками, каменным лабиринтом с велопарковкой и зарядкой для электросамокатов, композицией с навесами, площадками для йоги и для воркаута, тремя качелями с видом на башню. Все 6 тематических активностей будут расположены условно на верхнем активном ярусе и преимущественно в восточной части парка. Детские площадки разместили ближе к детскому садику на ул. Ракитной. Для созерцания будет предназначаться центральная площадь парка и еще несколько групп лавочек на нижнем ярусе вала, чтобы смотреть на водную гладь.
Всего в Каштановом парке получается 4 параллельных дорожки с разными типами покрытия, пересекающих парк с востока на запад в силу его транзитной функции: главная соединяющая аллея по верху вала, извивающаяся между деревьями прогулочная дорожка, практически прямая техническая дорога и велодорожка. На вопрос о том, не слишком ли много трасс которые повлекут вырубку деревьев, представитель проектировщика Ирина Андреева пояснила, что учитывались сложившиеся пешеходные связи и уже протоптанные тропы. Имеющийся трафик нужно оформить и направить на тропинки с покрытием без разрушения и вытаптывания почвенного покрова под деревьями.
Если обратиться к концепции «КБ «Стрелка», то в ней предусматривалось большее использование щебня, гравия, гравийной крошки и иных щадящих природных материалов. На текущий момент под вырубку в Каштановом парке попадает 44 дерева, из них 8 — это сухостой. Изначально по итогам лесопатологического обследования под спил было определено 56 деревьев. После проверки этот объем был существенно сокращен. 20 предложили под обрезку. Сейчас под вырубку предназначаются абсолютно разные деревья и по возрасту, и по видовому составу. Как рассказал привлеченный для участия в этом проекте дендролог Калининградского зоопарка Александр Матюха, вырубка является достаточно острым вопросом в области, но зачастую в наших условиях лесопатологи перестраховываются. «Оценку дают по кроне дерева. При совершенно замечательной кроне у дерева могут быть проблемы в основании ствола, тогда дерево может быть признано аварийным. Лесопатологи по кроне ставят оценку состояния 1 или 2, хорошее или удовлетворительное, и при этом делают приписку «аварийное дерево». Такие вещи нужно было отследить и профильтровать лесопатологию. То есть разграничить все диагнозы по мероприятиям в ходе производства работ. Выделить те деревья, которые однозначно будут вырубаться, и те, которые будут обрезаться для устранения аварийности. Обрезки санитарные, прореживающие, чтобы снизить опасность»,— рассказал дендролог.
В целом специалисты признали, что парк находится в неудовлетворительном состоянии, а «блошка» наложила неизгладимый отпечаток. Отсюда переуплотнение почвы, повреждения корневой системы как последствия многолетнего и систематического вытаптывания… «Блошка» переносится, но создалась ситуация, когда, образно говоря, «Аннушка уже разлила масло», — обрисовал ситуацию Александр Матюха.
По вопросу обустройства новых активностей проектировщики и экологи провели несколько раундов совещаний на месте. Конкретно в связи с эксплуатационными ограничениями будет вырублено 22 дерева, попадающих под обустройство лестниц, спусков, подпорных стен и всего, что касается верхней бровки откоса вдоль вального укрепления. Как пояснил Александр Матюха, на верху вала сложилась неблагоприятная ситуация с вытаптыванием корневых систем и переуплотнением почв. В рамках транзитного маршрута как наиболее часто используемого там будет применено самое твердое покрытие — клинкерная плитка.
В рамках решения вопроса компенсационного озеленения будущий подрядчик благоустройства должен будет высадить саженцы практически сразу после вырубки в ходе работ в парке. «Мы дополняем те группы деревьев, которые там сложились исторически, чуть разнообразим ассортимент. Появятся сортовые гибридные клены, которые добавят осенней краски, также псевдотсуга Медиса. Из деревьев первой величины — бук лесной, несколько сортов лип с очень интересной окраской побегов молодых и осенней окраской листьев. Кустарники и почвокровные растения мы тоже добавляем, чтобы закрыть приствольные круги», — рассказал Александр Матюха.
Состав саженцев подбирался по условиям участков Каштанового парка из-за ограничений по затененности. С учетом того, что 80–90 % пользователей парка — это транзитные пешеходы, и только от 10 до 20 % будут приходить им любоваться, в спецификацию насаждений добавят растения, которые устойчивы к городскому климату и жестким условиям эксплуатации. Какие-то виды были подобраны как максимально неприятные для вытаптывания людьми.
Историческая площадка и беседка на мосту через ров как часть ансамбля в рамках проекта не затрагивается и не пока что не будет восстанавливаться, поскольку в техзадании для проектировщиков этого не было. Стояла задача — сосредоточиться на парке.
Большинство замечаний горожан после онлайн-знакомства с концепцией Каштанового парка касалось того, что в парке будет слишком много плитки. Как пояснил дендролог Александр Матюха, это самый острый вопрос к проектировщикам и с его стороны. «Бодаемся, и в общем-то в некоторых вещах проектировщик уже пошел на компромиссы. Кое-где переиграли трассы дорожек, сократили объем вырубки, где-то поменяли на более мягкое покрытие, требующее не такой глубокой подготовки основания «пирога» по высоте, то есть не мощение», — ответил специалист.
«Все проблемные места близко к стволам деревьев, которые мы не можем обойти, мы предлагаем выполнить деревянными настилами, — подчеркнула проектировщик компании «БалтСитиСервис» Ирина Андреева. Твердое покрытие из клинкерной плитки предполагается и для длинных диагональных дорожек, что было отражено в техзадании изначально. Кроме того, они будут использоваться для проезда уборочной техники. Как пояснила Ирина Андреева, кажущееся преобладание плитки создается еще и тем, что на схемах так показаны видовые зоны и лестницы, которых там достаточное количество в силу исторического расположения парка на месте вальных укреплений. Согласно идее архитекторов, мощеные дорожки будут перекликаться с башней «Врангель» и позволят создать некий исторический контекст.
Для велодорожки будет предусмотрен прорезиненный бетон или асфальт. «Мы консультировались с велосообществом. Нам пояснили, что скоростные велосипедисты будут использовать асфальтированные дороги общего пользования по периметру парка, а те велодорожки, которые мы создаем, они больше туристические и рекреационные. То есть туда в том числе поедут туристы на самокатах», — пояснила Ирина Андреева.
Культуролог Александр Попадин, в свою очередь, заметил, что с обустройством транзитных дорог в лесопарке уменьшается его ценность как паркового пространства. Главный архитектор Андрей Анисимов заметил, что запретить заезжать в парк велосипедистам не получится, но можно разделить потоки и продолжать приучать людей ездить только по велодорожкам, если они есть, а пешеходов — не гулять по велодорожкам.
Парковки по-прежнему останутся вдоль ул. Ракитной возле детского сада и по ул. Партизанской. Эти места выделят покрытием с соответствующей разметкой. Кроме того, остаются парковочные места на ул. Юношеской. Стихийная парковка со стороны ул. Пролетарской убирается. Однако в ближайших планах горадминистрации нет возобновления трамвайного движения в этой части Калининграда к ул. Тельмана. «Вне зависимости от использования трамвайного пути, рельсы ничем не замещаются, резервируются. Но на сегодняшний день решения о запуске там трамвая нет», — пояснил главный архитектор Калининграда Андрей Анисимов.
Местный житель Алексей, присутствовавший на обсуждении концепции Каштанового парка в «ГорПросвете», высказался за предложения проектировщиков и попросил убрать оттуда «всё то, что творится там по выходным». «Мы обращались в прокуратуру, в администрацию. Нам пообещали, что стихийный рынок будет переноситься на Баранова или на Гагарина. Реально то, что там творится, — это кошмар. Эти машины в парке, им дай волю, они съедут и туда в воду. Им же по барабану. Что-то они там продали, заработали, а то, что там всё губится на корню… Мне проект понравился, может, где-то доработать... <…> Я бы предложил оградить парк от заезда машин хотя бы столбиками от автолюбителей, которые всё равно будут пытаться заезжать туда и ставить», — высказал мнение горожанин.
«Мусорку надо огораживать и ограничивать, иначе она продолжит разрастаться. А что будет с пунктом приема стеклотары? Он внутри парка, и в нем собираются эти торговцы и алкаши. Я знаю, что там творится, когда собираются торговцы этими тряпками. Они складывают туда, потом выносят, потом выбрасывают там же», — пожаловался местный житель. Главный архитектор Калининграда пояснил, что сейчас внутри парка действительно по кадастру вырезан участок под пункт приема стеклотары, и он находится в частной собственности. «Какая-то работа с ним будет происходить. Посреди городской территории общего пользования находится кусок или сооружение, в котором не ведется деятельность или наоборот ведется деструктивная деятельность, — так вот при благоустройстве будет какое-то взаимодействие с этим собственником. Сейчас сказать сложно, но этот вопрос решат», — заверил Андрей Анисимов.
Для включения Каштанового парка в городской бюджет необходима готовая проектная документация по благоустройству. Ее планируют закончить в начале следующего 2022 года, после чего можно будет говорить о финансировании. Затем городские власти должны организовать конкурсные процедуры и найти подрядчика. В лучшем случае подрядчик определится к началу летнего сезона 2022 года.
Текст, фото: Анна Пласичук
|
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
© 1999-2009 | ![]() | ![]() |
Комментарий: