«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 122 08.05.2001 - 15.05.2001
Елена Бочарникова, Коллаж Е. Зайцева
Замок Щербакова

Есть в Калининграде достопримечательность, прошлое, настоящее и будущее которой не дает покоя не только жителям города. Это вечно строящийся Дом Советов, он же "архитектурный монстр", он же "проклятое место". В апреле его судьбой озаботился председатель совета директоров ЗАО "Автотор" Владимир Щербаков. Владимир Иванович предлагает ни много ни мало снести монстра и восстановить взорванный в советское время Королевский замок, колыбель правителей Пруссии. На себя Щербаков берет финансирование его строительства.

Этот подарок одни (например, мэр Калининграда Юрий Савенко) встретили благодарными аплодисментами, другие - изрядной долей скептицизма. Во-первых, потому что воссоздание замка потребует не один десяток миллионов долларов, во-вторых, из-за того, что сама личность мецената воспринимается неоднозначно.

Каждый его проект на калининградской земле, давно ставшей излюбленной сферой бизнес-интересов Щербакова, глобален и обставляется с большой помпой. Ласточку местного автомобилестроения - сборку корейских KIA - благословлял в 1996 году тогда бывший премьером Виктор Черномырдин, а союз с немецким BMW в 1999-м - управляющий делами президента Павел Бородин. Конечно, несомненные плюсы от автосборки - выросшая из-за солидности партнеров привлекательность ОЭЗ и новые рабочие места - есть. Однако столь же глобальной, как сам заявленный проект, финансовой отдачи приютивший автомобилестроение регион пока не получил.

Зато была в прошлом году довольно мутная история с попыткой оттяпать у завода "Янтарь", в свое время выделившего под сборку импортных авто помещения, его ключевые, обеспечивающие жизнедеятельность всего предприятия цеха. "Благодетель области" Щербаков вполне понятными методами заручился поддержкой Москвы, в частности Мингосимущества, имевшего контрольный пакет акций предприятия. Отстоять интересы завода и тем самым сохранить судостроение в экславе удалось благодаря сильному противодействию снизу во главе с полпредом президента в области Александром Орловым. Сильно помогло то, что Россия не захотела терять "оборонку" на самом западе страны. А имидж Щербакова после этой комбинации в глазах калининградцев потускнел.

Главный же вопрос - где Владимир Щербаков намерен взять деньги на воссоздание Королевского замка?

ИСТОЧНИК НОМЕР РАЗ

Вы что-нибудь слышали об инвестиционном проекте создания производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области? Он уже больше года воплощается в жизнь при солидной государственной поддержке. С 1 января 2000 года решением областной Думы 18 предприятий, осуществляющих проект, освобождены от уплаты всех налогов в областной бюджет и территориальный дорожный фонд. Предварительно депутатов очень душевно приветили на "Автоторе", из Москвы на заседание Думы приезжал лично Щербаков, и противников предоставления льгот (а значит, и долговременных потерь бюджета под гарантии потенциальных доходов от реализации проекта в будущем) среди депутатов не нашлось.

Список "индульгируемых" получился довольно разносторонним, в него попал даже банк: это ЗАО "Автотор", ООО "КИА-Балтика", ОАО "Калининградбуммаш", ООО "КИА-Балтика Интертрейд", ООО "Автобалтика Моторс", ЗАО "Автоторменеджмент", ООО "Автотор-1", ООО "ТОР-МЕТ", ООО "ТОР-АРМ", ООО "Эллада Интертрейд", ООО "Автопласт", ООО "Автотортехобслуживание", ООО "Автотор Энерго", ООО "Элладатрейд", ЗАО "Техкон", ООО "ОФ-ТОР", ООО КБ "Энерготрансбанк" и ООО "Автоторремстроймонтаж". И он может быть пополнен новыми АО, которые будут созданы под проект, и иными его участниками.

Льготы предоставлены на 8,8 года. Инвестиции с 2000 по 2004 год ожидаются в размере 60 млн. долларов. Разумеется, из этих денег, имеющих вполне конкретное назначение, ни цента взять на воссоздание замка не удастся. И от льгот входящие в автохолдинг предприятия отказываться раньше времени не намерены, так что из этого источника даже бюджет и дорожный фонд не скоро напьются. Значит, автоденьги на Королевский замок отменяются.

ИСТОЧНИК НОМЕР ДВА

Еще одна ипостась Щербакова - почетный консул Греции в Калининграде. (Обратите внимание на обилие "Эллады" в названиях входящих в холдинг ООО.) В прошлом году прошла информация о том, что в перечне официальных друзей области появилась и эта страна. Лучше всего характеризуют масштабы и прочность дружбы размеры инвестиций. В 2000 году в Калининград из Греции, по данным областного комитета госстатистики, пришли всего 48 тысяч долларов. Негусто. Так что пока в Греции есть все, кроме больших денег для Калининграда.

ИСТОЧНИК НОМЕР ТРИ

Это инвестиции и кредиты. Получить их чисто теоретически можно. Хотя бы у тех же немцев, ностальгирующих по Кёнигсбергу. Только вот подо что практичные иностранцы могут дать деньги? Прежде всего под землю. Кусок в центре города с милой немецкому сердцу исторической нагрузкой и неплохими потенциальными прибылями весьма привлекателен для солидных вложений. И от прежнего потерпевшего фиаско хозяина - панамской компании "Миди Фи Холдинг" - уже освобожден по решению арбитражного суда. Если Щербакову удастся заручиться поддержкой губернатора и мэра и получить престижную землю хотя бы в аренду на 49 лет, инвестиции под новый проект он найдет. А власти уже одобрительно относятся к перспективе воссоздания Королевского замка. Пока же Щербаков тратится на пиаровскую кампанию по популяризации идеи "Даешь Калининграду к 60-летию замок!" из своего кармана.




Читайте также в этом выпуске (№ 122):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia