«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 120 24.04.2001 - 01.05.2001
О будущем области
О будущем области

Юрий МАТОЧКИН - депутат областной Думы, экс-глава администрации области, один из авторов идеи свободной экономической зоны

- Ваше мнение о будущем Калининградской области в России и Европе.

- Сегодня на высшем уровне еще не принято политическое решение в отношении Калининграда, но элементы подхода к его принятию есть. Россия признала существование проблем нашей области при расширении Евросоюза. Многое будет зависеть от конкретных заявлений, документов и шагов. Значит, их нужно готовить. Скоординированно готовить. А согласованность действий пока слаба. Я, например, считаю, что поездка представителей администрации области в Брюссель носила лишь ознакомительный характер. Вряд ли кто-то в Европе всерьез воспримет заявления о будущем области не из уст первых лиц государства. Давайте ответим на вопрос, кто должен готовить решения. Я не согласен с Николаем Власенко (он выступал в предыдущем номере "Дворника"), что правила игры выстраивает центр, а бизнес под них подстроится. Логика в его рассуждениях есть, но по своему опыту знаю: пока Москву не толкаешь, она не торопится. Только давление отсюда заставило принять решение о создании особой зоны. Надо работать параллельно и прежде всего здесь создать понимание того, что мы хотим. Я считаю, что центр формирования этого подхода должен переместиться в областную Думу. По своей организации, по форме взаимодействия с другими органами власти Дума имеет свободу действий и заявлений. Исполнительной власти труднее. Хотя губернатор и выборное лицо, администрация области прямо встраивается в вертикаль власти. А в Думе можно было бы формировать позицию, в чем-то даже опережающую официальную. Именно так можно добиваться каких-то решений.

Главный вопрос - до каких пределов мы готовы открыть себя. Вот мы говорим об упрощенном таможенном режиме, то есть больше открываем свою границу для пересечения товаров и услуг. Это не европейский режим, да там и нет практически границ. Вторая сторона вопроса - позиция Евросоюза. Он предъявляет некие требования, а сам конкретно не заявил, до каких пределов готов пойти. Что это будет - только упрощенный досмотр или вообще упрощенная система пересечения границы? Визовая система, движение капитала - на каких условиях? Создаем ли мы какой-то льготный режим для капиталов или останется общероссийский подход? При сохранении последнего явно возникнут проблемы. И во взаимоотношениях с ЕС конкретные предложения должны идти от нас. Евросоюз Калининграду пока ничего не обещает, а нам надо добиться от него включения в программы реальной помощи. В чем сегодня интерес европейцев в Калининградской области? Большого экономического нет. Только в механизме таможенной зоны и импортозамещении, и не такой огромный, как мы себе представляем. Мы для них скорее объект экологической опасности. На решение этой проблемы Европу и можно вытягивать. Плюс военная опасность. Я имею в виду то количество боеприпасов, которое находится в области. А если будут отработаны взаимоотношения с европейцами, в них можно активно включать и Москву.

- Что должно быть представлено в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года?

- Надо четко понять главную цель. Она, на мой взгляд, прописана в концепции программы: область остается в составе России, но при этом по основным технико-экономическим и социальным показателям должна приблизиться к соседям - Польше и Литве. Исходя из этого, расставляем ориентиры. Первое: кто берет на себя расходы? Многие и федеральные, и наши программы развалились без финансирования. Ведь программа всего лишь сборник пожеланий, стремлений, а не рабочий документ. Когда не расписано: кто, сколько, где должен найти и на каких условиях, результат вызывает сомнения. Второе: давайте сформулируем, что мы хотим все-таки построить? Если речь идет о наборе инвестиционных объектов, а по этому пути пока идем, то получим документ, отражающий интересы многих участников разработки программы. Для области же сколько-нибудь значимых результатов не будет. Поэтому необходимо вести речь о создании современной инфраструктуры. Опыт прихода бизнеса на отдельную территорию говорит: любые деньги, частные ли, государственные или деньги граждан, приходят туда, где есть инфраструктура. ОЭЗ во многом не дала тех результатов, на которые мы рассчитывали, из-за отсутствия элементарных для бизнеса вещей: подвода воды и тепла, дорог, энергосистемы, современной связи, телекоммуникаций и нормальных условий для работы финансовых институтов.

Есть еще и субъективный момент: колоссальная забюрократизованность, но его нужно решать вне рамок федеральной целевой программы. Некоторые объекты, о которых уже сегодня идет речь, напрямую связаны с созданием инфраструктуры, другие же - нет, значит, их очередность можно отодвинуть или искать другие источники финансирования. За счет федерального бюджета, в формировании которого и мы принимаем участие, отправляя в центр собираемые здесь налоги, нужно строить базис.

Давайте определимся, сколько денег нам может дать страна и как эти деньги получить. Я подготовил губернатору записку со своими предложениями. В ней говорится, что мы можем рассчитывать лишь на те деньги, которые в виде федеральной налоговой составляющей передаем в Москву. Это порядка 3 млрд. рублей в год. Если государство согласится в нас инвестировать эти средства, можно договариваться: будут ли они в распоряжении федерального центра или администрации области и считаться нашим вкладом. Пока же работа идет келейным образом. Уже поступили инвестиционные проекты от "Автотора", ПСЗ "Янтарь", "Цепрусса" и т.д. Все эти объекты важны, многие из них способны стать локомотивами развития. Но мы лечим, где болит, а кровеносную систему экономики (коммуникации) не создаем.




Читайте также в этом выпуске (№ 120):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia