«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 116 27.03.2001 - 03.04.2001
Цена конфликта - 2 миллиона рублей в день
Железнодорожные "бодания"
Ольга Маркова, Коллаж Е. Зайцева

Ежедневно бюджеты всех уровней до последнего времени теряли из-за тарифных споров между Управлением Калининградской железной дороги (УКЖД) и "ЛУКойл-Калининградморнефтью" более 1 млн. 700 тыс. рублей. Железнодорожники ввели без предупреждения незаконные высоченные международные тарифы, поставив на экономические колени крупнейшие региональные предприятия. Из-за стихийно возросшей тарифной ставки перспективные бизнес-контракты попросту "накрылись". Началась необъявленная рельсовая война.

Сначала грузоотправители отказались платить по новым ставкам, установленным МПС в спешном порядке и неизвестно, на основе каких законов. Затем УКЖД прекратило возить нефть, целлюлозу, другие грузы. Участники "фронтовых действий" завалили друг друга письмами, распоряжениями, обращениями. Привлекли местные СМИ, обратились в обладминистрацию. Пожаловались в Москву. Первым от "центра" в составе "грефовского" десанта приехал разбираться в калининградском конфликте замминистра МПС М. Иванков. Его вердикт был прост, как заявление управдома из "Бриллиантовой руки": "Не будете платить - отключим газ!" Что это значит применительно к нашей конкретной ситуации? "Путейцы" враз переведут железнодорожные стрелки и перекроют путь цистернам "ЛУКойл-Калининградморнефти" от Знаменска до Балтийского леса, по которому он возит сырую нефть.

Следом в янтарный край пожаловал полпред президента в Северо-Западом округе В. Черкесов. Фигура с точки зрения государственной вертикали посолиднее. Его заключение вылилось в "наш ответ Чемберлену" по рельсовой проблеме: "Закон всегда прав. Только так и никак иначе".

"СОЛОМИНКА" ДИКТАТУРЫ ЗАКОНА

Хорошо, наверное, жить в правовом государстве. Стабильно и сытно. У нас же все пока наоборот происходит: через узкое место правового беспредела. Так, почти два года УКЖД за перевозку грузов по территории Калининградской области взимало плату, исходя из ставок, предусмотренных тарифной политикой железных дорог членов СНГ на перевозку грузов в международном сообщении на 2000 и 2001 фрахтовый год. Незаконно. Этот вывод подтвердило не одно решение областного арбитражного суда.

Вышеупомянутый документ не утвержден в Минюсте, не заложены доходы от этих ставок в бюджет страны. Существует только один главный железнодорожный закон в России: Транспортный устав железных дорог РФ. Именно он и определяет для калининградских грузоотправителей не международный, как хотят в УКЖД и МПС, а внутригосударственный тариф. Конечно, значительно меньше первого.

Почему же одно время грузовладельцы платили международные тарифы, а потом перестали?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ "МЕЖДУСОБОЙЧИК"

"Государство - это мы", - сказал глава МПС Н. Аксененко на встрече в Москве с президентом "ЛУКойла" В. Алекперовым, предложив "поделиться". Мол, вы хорошо зарабатываете на продаже нефти, подкиньте нам немного на ремонт обветшалых дорог и содержание убыточных пассажироперевозок.

Установили еще тогда на перевозку нефти договорные спецставки "и нашим, и вашим". Подвели под это "законно-незаконное" основание документа: тарифное соглашение участников СНГ (которое, кстати говоря, еще должно быть рафицировано Госдумой. - Прим. авт.) - и ударили по рукам. До октября прошлого года все было взаимоустраиваемо. Внезапно УКЖД, сославшись на устное распоряжение МПС, все вдруг переиграло. Конечно, в свою пользу, увеличив тарифы до запредельной международной отметки.

Чем мотивировали этот перерасчет железнодорожники? Скоростным сползанием УКЖД в долговую яму. В этом году планируемые убытки только от пассажироперевозок достигнут 202,5 млн. рублей. Вроде меры логически контраргументировали: "Вы нефть сверхприбыльно на Запад гоните, а мы тут наших пенсионеров себе в "минус" возим?"

НАВСТРЕЧУ ПРИВАТИЗАЦИИ

На самом деле на деньги, которые поступают железнодорожникам от местного "ЛУКойла" и грузовладельцев "иже с ним", все эксплуатационные расходы по пассажироперевозкам покрылись бы практически полностью. Если бы не одно большое "но". Кстати, прописанное в договорных соглашениях между УКЖД и "ЛУКойл" непосредственно с подачи самих железнодорожников.

Оплата сумм по договорным тарифам производится на подсобный доходный счет МПС России. То есть деньги не оседают в местном бюджете, компенсируя пассажирские убытки, а прямиком утекают в Москву. На какие такие подсобные счета МПС? Профессиональные финансисты даже не сомневаются, что "путейцы"-государственники массированно готовятся к предстоящей приватизации на железных дорогах России.

Чтобы не прозевать собственность, когда "процесс пойдет" года через 2-3 и грамотно выкупить свою часть у государства, сейчас железнодорожники предпочитают держать львиную долю своей прибыли на счетах зарубежных оффшорных компаний. Сохраннее, да и мало ли как капризная российская история сложится.

А пока суд да дело, "ЛУКойл-Калининградморнефть" отказался от услуг местной железной дороги, не желая участвовать в тарифной игре безрезультатного "бодания". Возят свою сырую нефть в тех же цистернах. Но не по рельсам, а по автомобильным дорогам. Войне конец. Кто был охотник, кто - добыча?




Читайте также в этом выпуске (№ 116):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia