«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 115 20.03.2001 - 27.03.2001
Она не видела лишнего
Она не видела лишнего
Ольга Маркова

Просто Люда Пономарева. Скульптор с самой высокой буквы. Мастер. Лауреат премии "Признание". Зачем?

В парке "Юность" ее эпохальный памятник героям-интернационалистам. Заброшенный "Лось" в одном из зверосовхозов области. Бесчисленные монументальные полотна в ее двадцатилетней келье-мастерской в три окна в Доме художника.

А за этим - вся жизнь.

Нет... Cемьи, мужа, дома, детей... Ничего. Только то, что не давало ей покоя. Скульптура.

Я никогда не писала так мучительно долго. Боялась быть нечестной. А быть может, себя...

По правде, прожив свои года, я никогда не слышала, не видела (к стыду) скульптора Люду Пономареву. Был случай. В заброшенной полухолодной мастерской известного прежде, но ныне забытого по причине талантливой гордости калининградского художника мне рассказали о смерти настоящего скульптора.

Не было вопроса: как? Возникло: зачем? Вся жизнь. Труд. Судьба. Лишения.

ДОМ

Она прожила в квартире по ул. Интернациональной всего 20 ночей. Это пристанище она ждала 20 лет.

В однокомнатке, которую Пономаревой буквально накануне ухода выдал официальный Калининград, меня встретил брат Александр. В по-русски в платочке старушка Надежда Алексеевна все показывала работы дочери, хранимые под кроватью. И только причитала: "Я же говорила ей - не иди на скульптора. Это мужская работа. Я просила".

А в квартире Люды в Балтрайоне ее самое лучшее. Кружки с носиком; то ли кот - то ли тигр из дерева; поднятые до небес руки воина; мужчина с ребенком; безудержно откровенные бюсты и головы знаменитостей - всего много. Мать то ли плакала, то ли улыбалась, и только она понимала, как щедра была в своей гениальности ее Люда.

МАСТЕРСКАЯ

Только в мастерской по-настоящему ощущаешь, кто Люда Пономарева была на самом деле. До сих пор ее полуподвальную художественную обитель никто не занял. Не посмели.

Так и стоят ее отсеченные от лишней формы идеи, мы сли, замыслы. Стоят - не то слово. Они живут своей жизнью. Монументальные "дети" женщины-скульптора, у которой никогда в реальной жизни детей не было. Она и жила прямо здесь. В крохотной отгороженной комнатке с видом на асфальт стоял диван. А напротив - огромный рабочий стол с бесчисленными фигурками, как их именуют профессионалы - "малая пластика". Разные формы, углы, материал, цвет, объем, пространство - все до такой степени внутренне энергетично, что невозможно ответить себе - как?

Более всего меня поразили бюстовые фрагменты молодого мужчины с ребенком на плечах. А ведь Люда не была никогда замужем.

ЛЮБОВЬ

На старенькой черно-белой фотографии, которую хранит Людина мама, Надежда Алексеевна, молоденькая, чуть кокетливая дочь стоит с проникновенным юношей. "Она просто гуляла с ним, когда наведывалась к нам в Архангельскую область", - объяснил брат.

Теперь уже никто не знает, он или другой приезжал к ней не раз в Питер, когда она училась, и звал замуж. Она была отдана другому - скульптуре.

ДАНТЕ

В 90-х Люде предложили выставить работу на конкурс скульптуры во Флоренции, посвященном Данте. Пономарева не успела во время оформить заявку. И определила - поеду через два года на следующий. Ушла с головой в поэзию, философию Данте. Казалось - эти безумные годы ее жизни принадлежали только великому поэту. В голодные для художников России 90-е чудом заплатила за дорогущее литье. Ее Данте со скрещенными на груди руками и лавровым венком на голове был из бронзы. Этот цветной металл и погубил творение. Таможенники не нашли соответствующей "бумажки" на вывоз из страны изделия и, потребовав огромную залоговую сумму, завернули шагающего Данте.

После этого Люда ушла в первую свою сильную депрессию.

БОЛЕЗНЬ

"Самое страшное - что я не хочу больше работать", - сказала она раз подруге-художнице Тане Лошкаревой.

Но это было не все. У нее как-то внезапно погасла ее безудержная жажда жизни. Она перестала открывать дверь своей комнатушки в Доме художников. Рассказывала тамошним вахтерам какие-то невероятные видения. И буквально таяла на глазах. Почти сразу обострились ее застарелые болезни: язва желудка, радикулит, сосуды.

Ведь Люда прожила без малого 20 лет в подвале. Она угасла, как свеча, 29 июня ровно в 50 лет.

ПАМЯТЬ

Художники не умирают. Они уходят, оставляя нам свою душу, свою жизнь, запечатленные в творениях.

Санкт-Петербургская писательница Елена Цыганкова сейчас пишет о нашей Люде книгу. В нее войдут и стихи Пономаревой.

На хорошую персональную выставку ее работ набрала Художественная галерея. Многое хранят ее родные. Часть стоит в опустевшем подвале мастерской. Украшает город ее главный памятник в парке "Юность".

А у самой Люды Пономаревой пока на могиле памятника нет. Она просила друзей-художников не ставить ей монументов. Лишь любимый ею гранит в виде морского валуна, на отсеченной части которого будет надпись: "Скульптор. Люда Пономарева".




Читайте также в этом выпуске (№ 115):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia