«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 115 20.03.2001 - 27.03.2001
У "Калининградавиа" дебет не сходится с кредитом в 110 млн. рублей
Слабый "монстр" авиации
Ольга Маркова

Так получилось: в регионе осталось не так много госпредприятий. ГУАП "Калининградавиа" - одно из них. Подчиняется оно только федеральному центру: Государственной службе гражданской авиации. Однако очень скоро все может измениться. Авиаторы задолжали только по вексельным сделкам кредиторам - "Инвестбанку", "Россбану", "Атлантрегиону" - 51 млн. рублей. На 23 марта назначено собрание кредиторов. А 4 апреля состоится арбитражный суд, который определит внешнее управление на "Калининградавиа", либо стороны подпишут "мировое" соглашение.

Администрация области не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность авиаторов. Может лишь влиять. Так или иначе сейчас работает рабочая группа под председательством Анатолия Хлопецкого. В субботу за закрытыми дверьми на Донского, 1 она решала судьбу "Калининградавиа". Вопрос "перезрел". 22 марта на заседании правительства ожидается принятие решения по поддержке гражданской авиации. Очень может быть, что все местные самолеты пойдут с молотка. В Храброво же останется лишь аэропорт с взлетно-посадочной полосой. Это региону ничего хорошего не сулит, на первый взгляд. А на второй - даже обещает выгоду.

ДОСЬЕ

"Храброво" расположен в 20 км северо-восточнее Калининграда. Располагает 2 пассажирскими терминалами для международных и внутренних рейсов. Пропускная способность аэропорта 400 пассажиров в час. Регулярными пассажирскими линиями соединяет Калининград с 30 городами России и странами бывшего СССР. Чартерные рейсы выполняются практически в любую точку земли.

Взлетно-посадочная полоса размером 2500х60 м позволяет принимать воздушные суда с взлетной массой до 100 тонн. В "Калининградавиа" работают около 1000 человек. Самолетный парк: 10 Ту-134 и 2 Ту-154. Из них реально поднимается в воздух лишь пять. Два Ту-134 по техническому состоянию вернее назвать ломом, 5 авиационных единиц требуют полного ремонта. Средняя заработная плата в ГУАП 3,5 - 4 тыс. рублей.

"ПРОЖЕКТЫ" И ПРОЕКТЫ

Общий долг "Калининградавиа" 110 млн. рублей. Аналитика долговой ямы проста: неуплата за авиационный керосин и аэронавигацию через Литву и Белоруссию. За пролет 100 км ранее дружественных республик авиаторы раскошеливаются на полную катушку международных стандартов. Около 80 долларов. Аналогичные расценки стоимости российского воздуха едва превышают 5 долларов.

"Прожект" № 1. Можно ли продавать калининградское небо? Затруднительно. Большое воздушное пространство над янтарным краем находится под военным контролем. Сложившиеся доходные международные авиатрассы проходят ближе к Санкт-Петербургу.

"Прожект" № 2. Возможно ли организовать в Храброво транзитный пункт дозаправки самолетов топливом? Однозначно нет. Было выгодно года 4 назад, тогда в Калининграде был дешевый керосин. Сейчас цена за 1 тонну с НДС составляет почти 300 долларов. В Москве дешевле на 10 позиций. Авиатопливо в соседних с нами Варшаве и Каунасе действительно дороже долларов на 100-150. Но дозаправляться все равно выгодней в Пулково или Внуково.

Проект № 1. Мало кто знает, но факт, подтвержденный георазведкой: практически на территории аэропорта расположено большое подземное блюдце ценнейшей минеральной воды. Наладить производство минералки хлопотно, но однозначно выгодно для оживления коммерческой деятельности "Калининградавиа".

Проект № 2: Развитие малой авиации. Сложно, но можно. Например, многие аэропорты Москвы вполне успешно эксплуатируют небольшие самолетики от 4 до 8 пассажирских мест в бизнес-полетах. Наверняка и в Калининграде найдется немало пассажиров-толстосумов, способных оплатить перелет на рыбалку на Балтийскую косу, где есть взлетно-посадочная полоса, по сути брошенная военно-морскими авиаторами. Подобный самолет-бабочка стоит сравнительно дешево: 3 млн $. В сложившейся финансовой ситуации на "Калининградавиа" оформить лизинг на такой "авиамобильчик" весьма проблематично. Скорее, невозможно. Недосягаема и перспектива обновления авиапарка.

ГРЯДЕТ ВРЕМЯ УТИЛЯ

Существуют и никем не отменены госстандарты использования самолетов. В 2006 году завершится срок эксплуатации местного авиапарка. В свое время "Калининградавиа" пыталось продать старые Ту за 3 млн. долларов каждый. Безрезультатно. Металлолом за такие деньги никому не нужен. Новый Ил стоит 35 млн. долларов. Ту - не на много дешевле. Аналоги типа "Боинг" на 2-3 порядка больше. Покупать "бэушную" технику себе дороже. Больно дорог ремонт и запчасти.

Обнищание авиаторов - явление общероссийское. В качестве дара от государства даже изолированному от России эксклаву самолетов ждать не следует. Переакционирования в пользу ГП "Пулково" или ОАО "Аэрофлот" более чем возможно.

СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ

Не так страшен черт, как его малюют. Что потеряет регион, если от местного авиапредприятия останется только аэропорт с взлетно-посадочной полосой? Ничего. Сегодняшние доходы "Калининградавиа" формируются на 75% за счет продажи билетов. 22% приходятся на "аэропортовые", и только 3% дает сдача в аренду площадей и рекламного пространства. Кто мешает увеличить вторую и третью доходную статью? Никто. В других российских регионах за неавиационную деятельность авиаторы делают до 50% общей прибыли. Причем, освободившись от финансовых кандалов постоянно ремонтирующегося самолетного парка, можно получить чистое от долгов предприятие.

Возможно, сократится число работающих человек на 300. Мы не потеряем налогоплательщика, обеспечивающего 70% бюджета Гурьевского района. Самолеты к нам летать не перестанут.

Зато сейчас бюджеты всех уровней теряют, недополучая налоги от деятельности "Калининградавиа". Сколько? Точно подсчитать из-за политики закрытых дверей местных авиаторов невозможно. О теневом обороте вокруг Храброво можно догадываться. Ту-134 на 76 пассажиров из Калининграда в Салоники и обратно стоит 12-13 тыс. долларов.

Несложно посчитать себестоимость билета. Однако определить коммерческую прибыль туристических фирм, работающих с "Калининградавиа", невозможно. Около 30 агентств, которые продают и бронируют авиабилеты на территории области, по запросу транспортного управления обладминистрации отказались предоставить договоры на право осуществлять подобную деятельность. Мол, тайна коммерческая. И так называемый сервисный сбор, накрученный на билет, остается за зоной досягаемости структур госрегулирования. Например, налоговиков. По этому вопросу "Калининградавиа" будет проверено КРУ.

Наверняка вокруг "Калининградавиа" кормятся и по другим бизнес-схемам. Внешне: предприятие-банкрот, а копни - деньги внутри его крутятся немалые. Чьи руки на рычаге?




Читайте также в этом выпуске (№ 115):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia