«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 109 06.02.2001 - 13.02.2001
ЖКХ
Куда "уходят" ЖЭКи
Александр Попадин

Пока я ждал назначенного времени в приемной Юрия Савенко, телефон секретаря не умолкал ни на минуту. Секретарь поднимала трубку, слушала, а потом говорила: "Вам надо позвонить оперативному диспетчеру мэрии по телефону 21-95-52". За семь минут секретарь произнесла этот номер несколько раз.

Реформы и реалии

- Сейчас ЖЭКи переводят в муниципальные предприятия. Каков дальнейший замысел?

- Все свои действия мы стараемся согласовывать с уже имеющимся у других опытом, чтобы не делать ошибок. Реформирование системы ЖКХ - сфера очень сложная и тонкая, важно не наломать дров.

Замысел же таков. Мы не просто переводим ЖЭКи в муниципальные предприятия, мы ликвидируем целую группу ЖЭКов. Объединяем их между собой, при этом уменьшая административно-управленческий персонал. Только на одном этом шаге мы в год экономим миллионы рублей. Наша первоочередная задача - как можно больший процент платежей должен уходить на текущий ремонт.

- Какой процент на текущий ремонт уходил в 2000 году?

- Плановый - 22%, фактический - 23%. Это очень мало, нужно, чтобы было хотя бы 50%. Плюс 23% - электроэнергия, ну а на все остальное должно оставаться процентов 30. Заработная плата, всевозможные отчисления и прочее.

- Будет ли вводиться служба заказчика и нужно ли разделять функции между подрядной организацией и управляющей?

- Вопрос сложный. Мы его серьезно изучали, но никто не смог меня убедить, что это даст какой-то эффект. По вызову тогда ещё губернатора Горбенко к нам приезжала комиссия из Госстроя, проверяла проводимую у нас реформу ЖКХ. Начали они с такой же претензии: вы нарушаете концепцию, где служба заказчика? А когда предметно подразобрались, сказали, что мы делаем все абсолютно правильно.

- То есть на данный момент служба заказчика нецелесообразна?

- А я не вижу целесообразности! Вот я перевожу котельную на газ, и сразу виден эффект. Снижение себестоимости, повышение доли платежей населения в себестоимости без увеличения тарифа. А какой даст эффект служба заказчика? Непонятно!

- Получается, что конкуренции в ЖКХ не будет?

- Сегодня в этом плане нет никаких расчетов. Да и без того крупные работы мы проводим на тендерной основе. Поэтому я не вижу смысла в подобной конкуренции. Поломать - нет вопросов - можно всё! Но что будет взамен?

- Понятны ваши шаги, связанные с реорганизации механизма ЖЭков, однако есть другая сторона. Простой человек пишет заявку в ЖЭК, она полгода там лежит, и нет никаких гарантий, что её выполнят. Когда в ЖЭК приходит простая бабушка со своей маленькой просьбой, и тендер на малый объём работ проводить бессмысленно. Изменится ли качество предоставляемых услуг?

- Безусловно, изменится. Мы будем повышать уровень зарплаты тем же слесарям, не увеличивая тарифа, а перераспределяя деньги внутри тарифа. Чтобы эта работа прилично оплачивалась и чтобы у ЖЭКов оставались деньги на проведение ремонтных работ.

В 100% случаев ЖЭКи не выполняют те или иные заявки не потому, что они не хотят этого делать, а потому что у них просто нет материалов и денег на их приобретение. И мы в мэрии это прекрасно понимаем. Поэтому суть реорганизации ЖЭКов сейчас заключается в том, чтобы перераспределить средства и больше их направлять на текущий ремонт. Вот тогда будет какой-то эффект.

- Если следовать чисто математической логике, можно сказать, что количество выполняемых заявок увеличится на 50%...

- Да. Я вам приведу конкретный пример. Реорганизация ЖЭКов в Центральном районе дает экономию 1 миллион рублей в год только по зарплате. Миллион рублей - это пять кровель. Полноценных кровель, которые можно капитально отремонтировать. Это же немало!

Долой чужие функции

- Будете ли выводить паспортистов из ЖЭКов? Ведь это не жэковская функция, почему жители платят за их работу?

- Это предмет разговора, который предстоит с начальником областного УВД и с паспортно-визовой службой. Полгода начальника в УВД не было - просто не с кем было разговаривать. Сейчас появилась возможность для решения этого вопроса.

Также будем четче разделять полномочия "Водоканала" и ЖЭКов. За водоподъемные установки сегодня рассчитывается ЖЭК, это неправильно. Должен рассчитываться "Водоканал". Сейчас готовим распоряжение, и эти затраты снимаем с ЖЭКов.

Прорабатывается вопрос по ликвидации служб внутридомовых сетей в "Водоканале" и "Теплосетях". Чтобы внутридомовыми сетями занимались наши жилищно-эксплуатационные предприятия. Так, кстати, когда-то было, но в начале 80-х годов поломали прежний порядок, и совершенно, на мой взгляд, напрасно.

За что и сколько платят люди?

- Сегодня люди возмущаются тем, что они платят 1,9 рубля за метр площади и что это очень много. Однако сегодня Калининград из 22 муниципальных образований области по стоимости совокупных коммунальных платежей находится на 13 месте. А по уровню доходов мы далеко впереди всей области. Поэтому пускай не думают, что в Калининграде самые высокие тарифы в области.

Причем давайте не будем забывать, что 1,9 рубля платит человек, который проживает в благоустроенном жилье. Кто проживает в ветхом, аварийном - вообще не платит ничего. Есть еще льготники. По Ленинградскому району у нас суммарный платеж получается 1,3 рубля с учетом льготников и всех категорий благоустроенности жилья. Вот из этой суммы убираем 46 копеек за электроэнергию, и что в итоге остается?

Льготников у нас 30% от всего населения города! Сумма льгот, которые мы предоставляем за год, порядка 260 миллионов рублей. А реально в прошлом году мы получили около 70 миллионов, то есть в 4 раза меньше того, что потратили. Я не стал бы это ставить в вину администрации области - ведь они получают эти деньги из Минфина в таком же мизерном объеме, в каком потом нам раздают.

- Сколько сейчас платит население?

- За декабрь 2000 года получили 63%. У нас есть расшифровка оставшихся 37% - не платят в течение года, двух, трех и более лет. Из них 7% не платят за квартиру более трех лет. Сегодня население должно за ЖКУ около 60 млн. руб. Для города это очень большие деньги, двухмесячный фонд зарплаты всем бюджетникам Калининграда.

Мы ставим перед ЖЭКами очень жесткую задачу по сбору долгов через суд. (Но делаем это избирательно. Если должники - многодетная семья, где муж и жена безработные, мы никаких "драконовских" мер, разумеется, не принимаем). Эффект налицо. Например, в декабре уже было погашено 30% задолженностей за прошлые годы.

Договор и контроль

- Будет ли реорганизация ЖЭКов в муниципальные предприятия сопровождаться заключением договоров между жильцами и этим МП?

- В перспективе - да.

- Как скоро это может произойти?

- На этот год не планировали, надо разобраться сначала со структурой. Реорганизация происходит достаточно болезненно - там тоже живые люди, которые сейчас попали под процесс сокращения. Я всем говорю: ЖЭК не должен быть самопожирающей организацией, которая собирает с людей деньги и ничего за эти деньги не делает. Приходят люди, а им говорят: ничего делать не будем, потому что нет денег. И за это работники ЖЭКов получают зарплату?

- Предполагается ли контроль качества работы ЖЭКов со стороны жильцов, потребителей?

- Что вы имеете в виду? Наблюдение за завариванием шва - хорошо заварили или нет?

- Возможны варианты. Общественное самоуправление может быть "верхним" - со стороны мэра, а может быть и "нижним" - со стороны жильцов. Например, когда ЖЭК раз в квартал или полгода собирает жильцов и говорит: у нас была такая смета, мы потратили деньги вот сюда, вот эти жильцы - неплательщики, если хотите, на них повлияйте...

- Я думаю, что так можно сделать. Мэрия же публикует ежемесячно в "Дворнике" информацию о том, куда пошли бюджетные деньги. Мы с помощью вашей газеты можем ввести практику отчетов ЖЭКов перед населением - по одному району, второму и т. д. Столько денег получили, столько ушло. Я - за! Народ должен знать, куда средства расходуются.

Грядут ли повышения?

- Будут ли в ближайшее время повышены тарифы?

- Желания делать кого-либо беднее у меня нет. Но я очень четко стараюсь определить грань, за которую если переступить, то тогда уже возврата не будет. Я не хочу и не имею права допустить ситуацию Приморского края по любому направлению жилищно-коммунального хозяйства.

Многие нас ругают за высокие цены на газ, электроэнергию. Не все до сих пор знают, что ценами на газ и электроэнергии я вообще не занимаюсь - это делает Энергетическая комиссия.

Когда поднимаются цены, например, на электроэнергию, простой человек думает, что только у него горящая лампочка будет забирать больше денег. Но "Теплосети", "Водоканал", наше лифтовое хозяйство - очень энергоемкие сферы! Поэтому, если будет повышение на газ и электроэнергию, мы будем повышать тарифы. У меня просто нет другого выхода.

А вне этого я не собираюсь повышать цены. На обслуживание квадратного метра жилья - нет, обойдемся внутренним перераспределением; на вывоз твердых бытовых отходов тоже нет...

Субсидии и дотации

- В Санкт-Петербурге после реформы ЖКХ платят большие деньги за коммунальные услуги, но 18% населения получает жилищные субсидии. Самый большой процент в России. Как с субсидиями в Калининграде?

- Их получают около 11 тысяч семей. В прошлом году мы даже рекламные ролики пускали, потому что люди не знали, что мы готовы это делать. Тот, кто может платить, - должен платить вне зависимости от обстоятельств, а вот кто не может платить - тому мы обязаны помочь.

- 11 тысяч семей на субсидиях - это явно не все нуждающиеся, многие могут не знать, что имеют эту возможность.

- Да пусть будет хотя бы 50 тысяч человек на субсидиях, но остальные 377 тысяч пусть платят как положено! В Германии 14% населения дотируется государством в сфере ЖКХ. Развитая страна... И в других странах так же! Но дотируют только тех, кто действительно нуждается в помощи государства. Есть оппоненты, говорящие: что, у меня вода белее или батареи горячее? Да нет, просто у тебя уровень зарплаты совсем другой! Поэтому будешь платить сколько положено, вот и все. А город имеет право - мы же местное самоуправление! - в лице горсовета и мэра определять, помогать или не помогать конкретному человеку, а если помогать, то в каком объеме? Это обыкновенный принцип устройства коммуны, совместной жизни.

Я призываю всех людей, чтобы они обращались в администрации районов в отделы по начислению субсидий. Приходите, вам помогут! Схема очень простая: человек может платить 19% от совокупного дохода, то есть со 100 рублей он может платить только 19 рублей, остальное мы будем доплачивать. И они будут получать субсидии, и их вообще не будет касаться ситуация с возможными повышениями.

Но всеобщее массовое дотирование надо прекращать. Иначе мы никогда не выберемся из этой ситуации: люди будут недовольны подачей тепла, воды, состоянием своих домов, кровель до тех пор, пока мы четко не будем помогать только бедным, а со всех остальных будем брать, как положено. Когда мы с здесь наведем порядок, люди просто забудут, что можно придти домой, открыть кран, а оттуда не будет течь вода... Вот к этому мы и стремимся.

P.S. В ближайшем номере "Дворника" мы опубликуем правила предоставления субсидий и полную расшифровку того, за что же жители города платят ЖЭКам.




Читайте также в этом выпуске (№ 109):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia