«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 107 23.01.2001 - 20.01.2001
За покупками в Интернет
За покупками в Интернет
Андрей Писаревский

Электронная коммерция шагает по планете. Интернет-магазины растут, как грибы после теплого летнего ливня. Сводки новостей пестрят рекордами, которые ставят и тут же побивают многочисленные виртуальные торговые точки. Но все это у них - "в развитых странах капитала". А как же мы - Россия, Калининград? Неужто опять позади планеты всей? За информацией о состоянии дел и перспективах Интернет-коммерции в нашем городе мы обратились к специалистам - Руслану Курбангалиеву, менеджеру по продажам провайдера "Сити Лайн", и Виталию Воронину, техническому директору провайдера Интернета "Етайп".

РУСЛАН КУРБАНГАЛИЕВ:

- Мир сейчас переживает бум электронной коммерции. Только за новогодние праздники оборот Интернет-магазинов увеличился в 2 раза. Люди активно делали друг другу новогодние подарки с помощью Интернета. Очень удобно, не вставая из-за компьютера, иметь возможность выбрать товар, оплатить его и указать адресата, которому подарок будет доставлен. Как работают Интернет-магазины? Web-страницы описывают товар и его свойства, плюс дополнительная информация по использованию. Если клиент "созрел" и решился на покупку, наступает стадия оплаты. Обычно это делается с помощью кредитной карточки. После того как на счет продавца с кредитной карточки покупателя "упадет" нужная сумма, товар доставляется по указанному адресу. Хотя и формы оплаты, и способы доставки могут быть самыми разными.

В нашей стране, например, в силу малого распространения пластиковых карт существуют довольно примитивные формы электронной коммерции: человек просто заказывает через Web-cтраницу нужную вещь, и она отправляется ему по почте наложенным платежом или доставляется к нему домой с расплатой наличными на месте. В Калининграде этот рынок только-только начинает развиваться. И ассортимент товаров, продаваемых через Интернет, довольно ограничен. Это поставка программных продуктов, компакт-дисков, книг.

- Значит, пиццу с колой в Калининграде через Интернет заказать невозможно?

- Пока еще нет. Хотя можно просмотреть меню некоторых ресторанов.

- А от кого должна исходить инициатива по налаживанию подобного сервиса, от провайдеров?

- От тех, кто продает товар. Во-первых, они должны поверить в перспективы этого рынка. Затем решить несколько довольно важных вопросов. Прежде всего - как будет осуществляться доставка товара и оплата. Можно по запросу притащить холодильник на 10-й этаж, а хозяин скажет: "Я ничего не заказывал, это какая-то ошибка или чья-то глупая шутка...". В общем, есть над чем подумать будущим владельцам Интернет-магазинов.

Я думаю, что этот сервис в дальнейшем у нас будет развиваться, но пока владельцы крупных физических торговых площадок, крупные торговые фирмы замыкаются на Web-рекламе. Калининграду сейчас не хватает для начала одного-двух Интернет-магазинов, даже не магазинов, а виртуальных торговых площадок, которые были бы готовы к приему продавцов, желающих продвигать свои товары. Остальные бы постепенно подтягивались, расширяя ассортимент, открывая новые отделы этого электронного супермаркета. К сожалению, у провайдеров нет свободных средств, чтобы вкладывать их в подобные проекты. Но самая большая проблема, я считаю, это неразвитость инфраструктуры платежей. Будут карточки - будет и Интернет-коммерция.

ВИТАЛИЙ ВОРОНИН:

- Бизнесмены часто не имеют информации о том, как "построить" виртуальный магазин. Это, конечно, потребует финансовых вложений, но неизмеримо меньших, чем того требует создание обычного "физического" магазина. Ведь Интернет-магазину не нужно дорогостоящее помещение, которое требует ухода, не нужно такое количество продавцов (их роль выполняют компьютеры), охранников (вместо них работают специальные антивзломные программы).

И потом, не стоит забывать, что организация Интернет-магазина в Калининграде не означает, что торговля будет вестись только в Калининграде. Через сеть можно торговать со всем миром. Я, например, с помощью кредитной карточки регулярно покупаю книги в самом крупном книжном магазине мира Amazon.com. Они безо всяких проблем приходят по международной почте.

- Книги, компакт-диски - это, похоже, традиционные товары электронной коммерции?

- На самом деле торговать можно чем угодно - вагонами дров, пароходами апельсинов и т.д. К тому же понятие "электронная коммерция" шире, чем просто торговые операции, - это и банковские расчеты, и игра на бирже, и заказ авиабилетов, столиков в ресторанах, туристических путевок.

Немаловажно то, что Интернет-коммерция находится в начальной стадии развития не только в Калининграде, но и в Москве, и во всем мире. Ситуация напоминает сейчас времена заселения Дикого Запада или Аляски, когда требовалось успеть "застолбить" золотоносный участок.

- Для того чтобы начать такой бизнес, нужны какие-то специальные аппаратные и программные средства?

- Если подходить серьезно, то да. Но для начала можно попробовать и те ресурсы, что уже существуют. В сети довольно много "виртуальных торговых площадей", которые сдаются в аренду. Есть смысл поработать сначала на "чужой территории", а потом по мере развития бизнеса приобрести собственные "производственные мощности". Кроме того, Интернет-магазин, как и обычный, требует затрат на рекламу. Мало просто создать сайт и ждать, когда на него стройными колоннами пойдут покупатели. Его нужно продвигать, активно рекламировать, добиваться того, чтобы клиент обращался к вам снова и снова.

- А каковы цены в Интернете? На одни и те же товары они выше или ниже, чем в обычных магазинах.

- Не могу сказать за всех, но у большинства "виртуальных" продавцов цены такие же или ниже, чем в "физической" торговой сети. Это обусловлено тем, что в торговую надбавку входят расходы на содержание торговой точки. Если торговая точка электронная, то затраты, естественно, меньше. Значит, меньше надбавка и конечная цена. Однако могут найтись Интернет-продавцы, устанавливающие более высокие цены, исходя, например, из соображений "престижности" пользования услугами Интернет-магазинов. Но на то и существует конкуренция, которая рано или поздно расставляет все на свои места.

Таково мнение профессионалов. От себя же добавлю, что, довольно часто гуляя по калининградскому Интернету, я заметил лишь зачатки электронной коммерции в виде каталогов и бланков заказов книг "Книги Люкс". Причем по вашему требованию книга будет просто найдена и отложена, а чтобы оплатить и забрать ее, вам придется приехать в "магазин". Виртуальный книжный магазин был "построен" недавно и издательством "Янтарный сказ". Остальная торговля в калининградском Интернете крутится вокруг фирм, торгующих программным обеспечением и комплектующими для компьютеров.




Читайте также в этом выпуске (№ 107):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia